2 глава

2:1 и завещал он. Подобно Иакову (Быт. 49), Моисею (Втор. 31,1-8), Иисусу Навину (23,1-16) и Самуилу (1 Цар. 12,1-25), Давид произносит предсмертную речь. Каждая из этих речей посвящена передаче властных полномочий и знаменует собой наступление новой эпохи в истории Израиля.

2:2 в путь всей земли. Т.е. в могилу (Нав. 23,14).

2:3 ходя путями Его и соблюдая уставы Его и заповеди Его. Давид наказывает Соломону хранить верность Господу и соблюдать Его заповеди, стяжая тем самым Его благословение (ср. Втор. 6,2; 8,6.11; 10,12.13; 11,22). В случае, если бы Соломон не прислушался к словам отца, его самого и весь Израиль ожидали бы тяжкие испытания (Втор. 31,7.23; Нав. 1,6.7.9.18; 1 Цар. 4,9).

2:4 если сыны твои будут наблюдать за путями своими. В завещании Соломону Давид отчасти повторяет то, что было возвещено ему Господом через пророка Нафана (2 Цар. 7,7-16) и затем прозвучало в благодарственной молитве самого Давида (2 Цар. 7,18-29).

от всего сердца своего и от всей души своей. См. Втор. 4,29 и 6,5. Когда Иисуса Христа спросили, какая заповедь является «наибольшей», Он также повторил эти слова (Мф. 22,35-40).

2:5 Иоав, сын Саруин. Иоав был одним из самых удачливых военачальников Давида, но при этом не отличался разборчивостью в средствах для достижения цели (см. ком. к 1,7). Давид просит Соломона не оставить безнаказанными убийство Иоавом своих соперников – Авенира, сына Нирова (2 Цар. 3,22-30) и Амессай, сына Иеферова (2 Цар. 20,4-10). Иоав заслужил кару не только тем, что Авенира и Амессаю он убил вероломно, но и потому, что при этом «пролил кровь бранную во время мира», что по закону было недопустимо (Втор. 19,1-13; 21,1-9).

2:7 сынам Верзеллия. См. 2 Цар. 17,27-29; 19,31-40.

чтоб они были между питающимися твоим столом. Давид просит Соломона приблизить сыновей Верзеллия ко двору и обеспечить им содержание за государственный счет (ср. 2 Цар. 9,7; 19,28; 4 Цар. 25,29; Неем. 5,17).

2:8 Семей, сын Геры. См. 2 Цар. 16,5-8; 19,16-23.

2:9 не оставь его безнаказанным. Закон Моисеев воспрещал поношения и проклятия в адрес правителей (ср. 21,10; Исх. 22,28).

2:10 в городе Давидовом. Т.е. в Иерусалиме.

2:11 Времени царствования Давида над Израилем было сорок лет. Давид царствовал приблизительно с 1010 по 970 г. до Р.Х. В последние годы он, по-видимому, правил совместно с Соломоном (1,38-40).

в Хевроне царствовал он семь лет и тридцать три года царствовал в Иерусалиме. До взятия Давидом Иерусалима его столицей в течение семи лет был Хеврон.

Цари Иудеи и Израиля (Третья книга царств 2:12)

2:15 весь Израиль обращал на меня взоры свои, как на будущего царя. Адония явно принимает желаемое за действительное (1,7-10).

ибо от Господа это было ему. Этими словами Адония как бы признает священное право Соломона на престол, но последующая его просьба отдать ему Ависагу свидетельствует о противоположном.

2:17 чтоб он дал мне Ависагу Сунамитянку в жену. Ввиду того, что в древности на Ближнем Востоке царю полагалось иметь богатый двор и многочисленную семью, желание Адонии получить в жены Ависагу вполне понятно. Находясь при Давиде, Ависага оставалась девственницей (1,1-4), и поэтому формально это желание Адонии не было противозаконным (Втор. 22,30). Тем не менее, если бы Адонии удалось сделать Ависагу своей женой, это явилось бы открытым вызовом молодому царю (ср. 2 Цар. 3,6.7; 12,8; 16,20-24).

2:18-20 Вирсавия соглашается исполнить просьбу Адонии, однако непонятно, чем объясняется такое ее решение: либо она поддалась на уловку царевича, либо просто хотела закончить разговор, заранее зная, каким будет ответ Соломона.

2:19 села по правую руку его. Т.е. на самое почетное место (Пс. 109,1; Мф. 20,21).

2:23 И поклялся царь Соломон Господом. Соломон призвал Господа покарать его, если Адония не понесет наказание за дерзкое посягательство на царскую власть (см. ком. к 1,17).

2:24 укрепивший меня и посадивший меня на престоле. См. ст. 12. и устроивший мне дом, как говорил Он. Судя по 11,42 и 14,21, Ровоам, сын и наследник Соломона, родился приблизительно в то время, когда его отец воцарился над Израилем (ср. 1 Пар. 22,9.10).

2:26 ты достоин смерти, но… я не умерщвлю тебя. Принимая во внимание, что священник Авиафар в свое время носил ковчег Божий (2 Цар. 15,24.25.29) и делил с Давидом тяготы и лишения (1 Цар. 22,20-23; 23,6-9; 30,7; 2 Цар. 17,15; 19,11), Соломон смягчает наказание и изгоняет его в родовое владение в Анафофе. Анафоф располагался в шести километрах к северо-востоку от Иерусалима.

2:27 исполнилось слово. Повествователь всегда отмечает исполнение обещанного Господом (8,20; 12,15; 15,29; 16,12). В данном случае с изгнанием Авиафара сбывается пророчество об умалении и отстранении от священнического служения дома Илиева(1 Цар. 2,30-36).

2:28 убежал Иоав в скинию Господню. См. ком. к 1,39.50.

2:29 пойди, умертви его. Иоав мог бы найти убежище у алтаря только в том случае, если бы его вина заключалась в непредумышленном убийстве (Исх. 21,14). Поддержка же, оказанная им мятежному Адонии, давала Соломону право исполнить волю отца и убить Иоава, даже укрывшегося в скинии.

2:32 поразил мечем… Авенира… Амессая. Несмотря на то, что в свое время они выступали на стороне противников Давида, Авенир был назначен царем военачальником израильского войска (2 Цар. 3,27), а Амессай – иудейского (2 Цар. 20,8-10); естественно, Иоав, также военачальник, видел в них серьезных соперников.

2:35 Садока священника поставил царь… вместо Авиафара. Первоначально Давид назначил двух первосвященников – Авиафара и Садока (2 Цар. 8,17). После изгнания Авиафара первосвященниками в Израиле становились только потомки Садока (1 Цар. 2,35).

2:39 в Гефе. Геф был одним из пяти главных городов филистимлян (Нав. 13,3; 1 Цар. 6,16; 21,10.11; 27,2).