9 глава

9:1 одного из сынов пророческих. См. ком. к 3 Цар. 20,35.

9:3 возьми сосуд с елеем, и вылей на голову его. Так выглядел обряд помазания на царство (11,12; 23,30; 1 Цар. 2,10; 9,16; 10,1; 2 Цар. 2,7).

9:9 как дом Иеровоама… и как дом Ваасы. Речь идет о двух израильских царских династиях, отвергнутых Господом за их вероотступничество (3 Цар. 14,7-18; 15,27-30).

9:10 никто не похоронит ее. Смерть без погребения являлась знаком немилости Господа (Иер. 8,2; 16,4-6; 22,19; 25,33).

9:11 этот неистовый. Из-за необычного образа жизни, странных привычек и речей некоторые люди принимали пророков за невменяемых (ср. Иер. 29,26; Ос. 9,7).

9:13 затрубили трубою. Звуком трубы народу возвещалось о помазании нового царя (2 Цар. 15,10; 3 Цар. 1,34).

9:21 в поле Навуфея Изреелитянина. Развязка событий происходит в том самом месте, которое послужило причиной преступления, совершенного Ахавом и Иеза-велью и приведшего к гибели Навуфея (3 Цар. 21,1-26).

9:22 какой мир. Вопрос, заданный Ииуем, затрагивает самую суть проблемы. Не может быть истинного мира, пока процветают идолопоклонство и колдовство (ср. 17,17;21,6;Суд.2,17;8,33; Иер. 2,1-13;Ос. 2,1-23;3,1-5; Наум. 3,4).

9:25 Господь изрек на него такое пророчество. См. 3 Цар. 21,21-24.

9:27 И сказал: и его бейте на колеснице. Ииуй не получал благословения на истребление потомков Давида, которые были связаны родственными узами с домом Ахава через его дочь Гофолию (ст. 8-10). Таким образом, рвение Ииуя представляется чрезмерным. Пророк Осия, например, осуждает Ииуя «за кровь Изрееля» (Ос. 1,4).

9:29 В одиннадцатый год. По всей видимости, год восшествия Охозии на престол в расчет не принимается: тогда не возникает противоречия с 8,25.

9:31 мир ли Замврию. Называя Ииуя Замврием, Иезавель саркастически намекает на кровавую бойню, устроенную Замврием почти полвека тому назад (3 Цар. 16,8-15).

9:32 три евнуха. На Ближнем Востоке евнухов обычно использовали в качестве охраны и прислуги в царских гаремах (20,18; Ис. 39,7; Иер. 29,2; 34,19; 38,7; Дан. 1,3.7.8).

9:34 царская дочь. Ииуй пожелал отдать Иезавели последние почести не как царице израильской, а как дочери Ефваала, царя сидонского (3 Цар. 16,31).

9:36 съедят псы тело Иезавели. Пророчество, над которым Иезавель посмеялась при жизни, теперь полностью исполнилось (3 Цар. 21,23). Псы упоминаются и в описании смерти Ахава (3 Цар. 22,38).