15 глава

15:1 – 16,43 В рассказе об успешном перенесении ковчега в Иерусалим и устроенном по этому поводу праздновании летописец следует 2 Цар. 6,12-19 (15,25 -16,3), от себя добавляя о сделанных Давидом назначениях левитов и об установленном им порядке богослужения.

15:1-24 Летописец обращает внимание (15,2.13-15) на то, что в этот раз Давид переносил ковчег, соблюдая все требования закона Моисеева (Исх. 25,12-15; Втор. 10,8; 18,5).

15:1 устроил… скинию. Скиния с ковчегом в тот момент еще находилась в Гаваоне (16,39). Давид, таким образом, устроил новую скинию.

15:3 всех Израильтян. См. ком. к 11,1.

15:4-10 Для богослужения Давид созвал представителей всех трех ветвей рода Левия (потомков Каафа, Мерари и Гирсона). С точки зрения летописца, сделанные Давидом назначения левитов важны в качестве образца для восстановленной общины (см. ком. к 6,1-53).

15:11 Садока и Авиафара. Садок и Авиафар были первосвященниками в царствование Давида. Первый из них служил при скинии Моисеевой в Гаваоне (16,39), второй – в Иерусалиме (18,16; 27,34). Позже Авиафар, выступивший на стороне Адонии, был отстранен Соломоном от священства (3 Цар. 1,7; 2,26.27). С точки зрения летописца, именно потомки Садока представляли собой род первосвященников (см. ком. к 6,1-15.48-53).

15:13 не взыскали Его. См. ком. к 2 Пар. 7,14.

15:15 как заповедал Моисей. См. ком. к 16,40.

15:16-24 От себя, помимо сказанного в книге Царств, летописец добавляет подробности, касающиеся музыки и пения, которыми сопровождалось перенесение ковчега. К богослужебным музыке и пению он вообще проявляет значительный интерес (см. 6,31-47; 9,15.16.33; 13,8; 15,28; 16,4-6; 23,5; 25,1-7; 2 Пар. 5,12.13), который объясняется его заботой о том, чтобы в восстановленной общине храмовое богослужение было организовано должным образом (см. ком. к 6,1-53).

15:27 был одет в виссонную одежду, а также и все левиты. Виссонная одежда, как и льняной ефод, была обычным облачением священников (1 Цар. 2,18; 22,18). Давид был облачен в священнические одежды, в такие же, как и у всех левитов, являя себя, тем самым, в образе царя-священника. Распространенное заблуждение, будто Давид во время церемонии был полуобнажен, полностью опровергается данным свидетельством летописца (см. ком. к 15,29).

15:28 весь Израиль. См. ком. к 11,1.

при звуке рога… и цитрах. См. ком. к 15,16-24.

15:29 Мелхола, дочь Саулова. Дочь Саула не разделяла радости народа, левитов и самого Давида. Летописец не говорит об упреке Мелхолы в адрес царя (2 Цар. 6,20) потому, вероятно, что опасается вызвать какие-либо сомнения в чистоте соблюдения Давидом принятого порядка поклонения Богу.