5 глава

5:1 посвященное Давидом. Летописец подчеркивает непосредственную связь между сделанными Давидом приготовлениями и строительством храма, осуществленным Соломоном.

5:2 – 7,10 В описании освящения храма летописец близко следует 3 Цар. 8,1-66. Это описание делится на четыре части (порядок которых можно представить в виде схемы А Б Б’ А’): торжественное внесение ковчега в храм (5,2 – 6,2), благословение Соломоном народа (6,3-11), вознесенная Соломоном освятительная молитва (6,12-42), завершающие церемонию торжества (7,1-10).

5:3 все Израильтяне. Это выражение присутствует и в 3 Цар. 8,2; летописец повторяет его, желая показать, что в своем начинании Соломон встретил всенародную поддержку (см. ком. к 1 Пар. 11,1).

в седьмой месяц. Т.е. в месяц Тисри (в 3 Цар. 8,2 – Афаним), в который было предписано отмечать праздник Кущей. Строительство храма было окончено в восьмой месяц седьмого года царствования Соломона (3 Цар. 6,38). Следовательно, можно предположить, что храм был освящен одиннадцать месяцев спустя после того, как был построен.

5:4-14 Левиты… священники. Постоянные упоминания о священниках и левитах подчеркивают, насколько тщательно Соломон соблюдал установления относительно служения в скинии и, затем, в храме.

5:9 до сего дня. См. ком. к 1 Пар. 4,41.43.

5:10 ничего кроме двух скрижалей. Когда ковчег находился в Моисеевой скинии, в нем, кроме скрижалей, заключались также жезл Аарона (Чис. 17,10.11) и сосуд с манной (Исх. 16,32-34).

5:12-13 В сравнении с 3 Цар. 8,10.11 летописец добавляет подробности о богослужебной музыке и пении (см. ком. к 1 Пар. 15,16-24).

5:13 вовек милость Его. Это – обычная формула, используемая при благодарении Бога за неизменные Его благость и милосердие (7,3.6; Пс. 105; 106; 135).

5:13-14 облако … слава Господня. Бог благословил Своим присутствием храм Соломонов так же, как в свое время Он благословил Моисееву скинию (Исх. 40,34-38). Ветхозаветные пророки надеялись, что слава Господня будет ниспослана в храм и после возвращения народа из вавилонского плена (Иез. 43,1-5; Агг. 2,7-9; Зах. 2,10; 8,3).