8 глава

8:1-14 В 538 г. до Р.Х. после указа Кира не все пленники возвратились на родину. Примерно восемьдесят лет спустя вместе с Ездрой в Иерусалим и Иудею пришла вторая партия переселенцев, существенно уступавшая по численности первой.

8:15 у реки, втекающей в Агаву. Что это за место – неизвестно.

из сынов Левия никого там не нашел. Ездра хотел видеть в числе своих спутников побольше левитов, поскольку они нужны были для служения в храме (ст. 17), в частности, для участия в жертвоприношениях. С другой стороны, он хотел, чтобы левиты присутствовали среди переселенцев, направлявшихся в землю обетованную, еще и потому, что так было во время исхода из Египта и при возвращении из вавилонского пленения первых отпущенных на родину евреев (см. ком. к 1,2).

8:16 послал я позвать. Ездра отобрал группу влиятельных лиц, которым поручил убедить нескольких левитов последовать за ним.

8:17 главному в местности Касифье. Расположение этой местности достоверно не установлено, но с достаточной степенью вероятности ее можно отождествить с Ктесифоном, областью у реки Тигр к северу от Вавилона. То обстоятельство, что слово «местность» в более ранние времена имело значение «святое место» (Втор. 12,5; Иер. 7,2.3), позволяет предположить, что в Касифье находилось место поклонения. Как известно, одно из таких иудейских мест поклонения в те времена было расположено в Элефантине, в Египте. Очевидно, что поблизости должно было жить много левитов; поэтому Ездра и отправил своих послов именно в Касифью. Иддо, в таком случае, был начальствующим в богослужениях.

8:18 благодеющая рука Бога нашего. Ездра не устает повторять, что успехами своими он всецело обязан заботе Всевышнего (см. ком. к 7,6). Послы Ездры убедили присоединиться к переселенцам тридцать восемь левитов и двести двадцать служителей при храме. Подобно тому как раньше Господь возбудил дух Кира (1,1), первых переселенцев (1,5) и Артаксеркса (7,27), Он и теперь побудил левитов ответить на призыв Ездры.

8:21 пост. Пост, в данном случае, выражает смирение с целью обратиться с прошением к Богу (2 Пар. 20,3).

благополучного пути. Помимо прочих опасностей путешественникам угрожали нападения грабителей (ст. 31).

8:22 мне стыдно было. О том, что все в мире находится под Божиим контролем, Ездра свидетельствовал не только перед священниками, но и перед Артаксерксом. Он выглядел бы лицемером, если бы попросил царя о предоставлении вооруженной охраны. Ср. Неем. 2,7-9.

8:23 Он услышал нас. Ответ Бога не был облечен в словесную форму, но выразился на деле в помощи путешественникам (ст. 31,32).

8:25 пожертвовали царь… там находившиеся. Перечисленные пожертвования столь велики, что некоторые толкователи подвергают сомнению их реальность. Персидские цари, однако, славились своим безмерным богатством и великодушным отношением к религиям покоренных народов. Кроме того, в Вавилоне к тому времени проживало множество состоятельных еврейских семейств.

8:28 святыня Господу. Святость – атрибут Бога (Лев. 19,2), но она распространяется также на всех людей и предметы, которые были Ему посвящены, и особенно на священников (Лев. 21,6), на левитов (Чис. 3,11-13) и на храмовую утварь (Исх. 30,22-29). Во избежание осквернения святыни Ездра настоятельно призывает священников и левитов к бдительности.

8:31 в двенадцатый день. В 7,9 говорится, что переселенцы отправились в путь в первый день. Расхождение это объясняется задержкой отправления: необходимо было призвать отсутствовавших среди спутников Ездры левитов.

рука Бога нашего была над нами. Ездра вновь подчеркивает, что его успех является результатом заботы Всевышнего.

8:32 пробыли там три дня. Ср. Неем. 2,11; ср. Нав. 3,2.

8:33-34 мы сдали весом. Молитвы и пост не остались безрезультатными: Бог обеспечил благополучную доставку всего имущества в Иерусалим.

8:35 принесли во всесожжение. В жертву принесено все, что было припасено для этой цели (7,17). Тем самым знаменуется благополучное завершение предприятия.

Времена Ездры, Неемии и Есфири (Кина Ездры 8,36).