9 глава

9:1 собрались все сыны Израилевы. Ср. 8,1, где народ собрался для слушания закона; теперь же он собирается для того, чтобы, согласно закону, исповедаться в своих грехах (ст. 3).

9:2 во грехах своих и в преступлениях отцов своих. См. ком. к Езд. 9,7.

9:3 закона Господа Бога. См. 8,1 и ком. Принявший закон должен исповедаться в грехах и поклониться Богу.

9:5-37 В этой хвалебной молитве, которую левиты (ст. 4 и 5) обращают к Богу от имени всего народа, Он превозносится как Творец (ст. 6), Искупитель (ст. 7-12), Законодатель и Законоблюститель, Спаситель и Судия (ст. 13-31). Превознося Бога, левиты молят Его не оставить Своим вниманием страдания народа (ст. 32-37), предшествовавшие возобновлению завета (9,38 – 10,39 и ком.).

9:7-8 Народ благодарит Бога за избрание Авраама и дарование ему завета обетования (Быт., гл. 12; 22).

9:8 заключил с ним завет. В соответствии с последующими словами этой молитвы-хвалы, заключенный с Авраамом завет (Быт., гл. 15) стал основой излияний Божественной благодати на Его не хранящий верность народ.

Ты исполнил слово Свое. Бог исполняет обещанное Аврааму лишь в силу Своей собственной праведности (Быт. 15,9-21; Втор. 9,4-6).

9:9-12 Богу возносится хвала за вызволение Израиля из египетского рабства (Исх., гл. 1-19).

9:9 Ты увидел бедствие. См. Исх. 3,7.

9:10 знамения и чудеса. См. Исх., гл. 5-12.

9:11 Ты рассек … море. См. Исх. 14,10-31.

9:12 Ты вел их. См. Исх. 13,21.

9:13-21 Богу возносится благодарность за дарование закона на горе Синай и за Его заботу о Своем народе в пустыне.

9:13 на гору Синай. См. Исх. 20.

дал им суды справедливые… заповеди добрые. Закон воспринимался не как ярмо, но как радость (Пс. 118,5-16; Рим. 7,12).

9:14 субботу. Требование соблюдать субботу – краеугольный камень закона (Ис. 56,2.4.6; Иез., гл. 20-23).

9:15 хлеб с неба. См. Исх, гл. 16.

воду из камня. См. Исх., гл. 17.

подняв руку Твою, клялся. Указание на клятвенное обещание Бога Аврааму (Исх. 6,8).

9:16-17 Первое исповедание в грехах.

9:17 поставили над собою вождя. См. Чис. 14,1-4. Верность Бога данному Аврааму обетованию противопоставляется неверности Израиля (ст. 8 и 15).

9:18 хотя. Благость Божия тем ярче сияет, чем более Израиль погрязает в грехе. сделали себе литаго тельца. См. Исх., гл. 32.

9:19-21 Забота Бога о Своем народе, странствующем в пустыне, объясняется отнюдь не послушанием Израиля, а Его состраданием ему, берущем начало в обетовании Аврааму (ст. 7,8).

9:21 Сорок лет. См. Втор. 8,4.

9:22-28 Богу возносится благодарность за Его милость и долготерпение во времена завоевания и во дни судей.

9:22-25 Во исполнение данного Аврааму обетования (ст. 7,8) Бог позволил Израилю завоевать землю Ханаанскую.

9:22 землею Сигона… землею Ога. См. Чис. 21,21-35.

9:23 размножил, как звезды. Народ израильский возрос в числе, как то и было обещано Аврааму (Быт. 15,4.5).

9:24 овладели землею. См. Книгу Иисуса Навина.

9:26-28 На верность Бога Своим обетованиям Израиль ответил отступничеством во дни судей израильских. См. Суд. 2,10-19.

9:28 по великому милосердию … многократно. «Когда умножался грех, стала преизобиловать благодать» (Рим. 5,20).

9:29-31 Благодарение Богу продолжается воспоминанием о Его долготерпении во времена царей.

9:29 которыми жил бы человек, если бы исполнял их. С заключением Моисеева завета людям за послушание ему была обещана жизнь (Лев. 18,5; Рим. 7,10; 10,5).

9:32 завет и милость. Имеется в виду завет с Авраамом (Втор. 7,7-9).

да не будет малым… страдание. Этими словами Бог призывается совершить то, что Он уже совершал прежде, т.е. увидеть тяжесть положения Его народа и прийти ему на помощь.

царей Ассирийских. Здесь имеются в виду новоассирийские цари, правившие с конца X в. до Р.Х., которым в конце VII в. пришли на смену цари вавилонские, в свою очередь, в середине VI в. уступившие власть царям персидским.

9:33 Ты праведен. Наказания, постигавшие Израиль в течение всей его истории, находились в полном соответствии с принципом Божественной справедливости, на котором основывается завет с Моисеем (см. ком. к Езд. 9,9).

9:34-35 Вожди Израиля несут самую тяжелую ответственность за беззаконие.

9:36 мы ныне рабы. См. ком. к Езд. 9,9.

9:37 мы в великом стеснении. Здесь подразумевается просьба о помощи (см. ком. к ст. 32).

9:38 -10,39 Народ не только молит Бога о помощи, но возобновляет обязательство следовать предписаниям Моисеева завета. Прежде этот завет был уже не раз возобновляем после периодов отступничества (Исх., гл. 34; 1 Цар., гл. 12; 4 Цар., гл. 23).

9:38 твердое обязательство. Иначе: «завет».

подписываем. Письменное слово является могучим средством, используемым Богом во исполнение Своего искупительного замысла.