10 глава

10:1-27 Перечисляются предводители народа, возобновившие завет. На первый взгляд странным кажется отсутствие имени Ездры. Его задача успешно выполнена – народ сам, без его участия, читает закон и все понимает.

10:1 Приложившие печати. Фигурирующие в этом перечне люди по большей части неизвестны, следовательно, не только выдающиеся вожди, а весь народ Божий, как единое целое, необходим для исполнения Божественного искупительного замысла.

10:28-29 Остальные из возобновивших завет называются не по именам, а в составе соответствующих общественных групп.

10:29 вступили в обязательство с клятвою и проклятием. То, что клятва произносится народом, указывает на отличие Моисеева завета от завета, заключенного с Авраамом, при котором клятвенные обещания давал Бог (9,15; ком. к Езд. 10,5).

по закону Божию. См. ком. к 8,1.

10:30-39 Излагаются условия, соблюдение которых со стороны Израиля необходимо для сохранения завета.

10:30 не отдавать дочерей своих. См. Исх. 34,15.16; Втор. 7,3.4. Браки с выходцами из не знавших завета народов на всем протяжении истории Израиля представляли собой серьезную проблему (ком. к Езд. 4,3).

10:31 в субботу. См. Исх. 20,8-11; Втор. 5,12-15, а также ком. к 9,14.

в седьмой год. См. Исх. 23,10.11; Лев. 25,1-7.

10:32 по трети сикля. Исх. 30,13.14 предписывает давать на нужды храма по половине сикля в год; разница, по всей вероятности, объясняется тем, что при персидском владычестве действовала иная денежная система.

10:33 хлебы. См. Лев. 24,5.6.

предложения. См. Лев., гл. 1-7.

10:34-36 Излагаются обязательства священников и левитов.

10:35 начатки. См. Втор. 26,1-11.

10:36 первенцев. См. Исх. 22,29.30.

10:37-39 Заканчивается перечисление обязательств, возлагаемых на весь народ.

10:37 десятину. См. Лев. 27,30-33.

10:39 не оставим дома Бога нашего. Восстановление дома Божиего – одна из основных тем Ездры-Неемии.