146 глава

Пс. 146 и Пс. 147 Первоначально эти два псалма, по всей видимости, представляли собой одно целое. Поэтому в западной традиции вообще и в данном Комментарии в частности они рассматриваются как один псалом. В современном составе Псалтири Пс. 146 и 147 являются частью великого славословия, завершающего собой всю книгу (см. вводные замечания к Пс. 144 и 145). Псалмопевец возносит в них хвалу Господу за восстановление Иерусалима (Пс. 146,2; 147,2), что позволяет датировать создание этих псалмов эпохой реставрации Израиля (ср. Неем. 12,27-47). Как и в Пс. 145, величие и могущество Господа (Пс. 146,7-9; 147,5-7) противопоставлены здесь непрочному земному могуществу (Пс. 146,10.11).

146:1 Хвалите Господа. См. ком. к 145,1.

ибо благо петь Богу нашему. Псалмопевец призывает верующих Израиля вместе с ним восславить Господа.

146:2 собирает изгнанников Израиля. В этом стихе, по всей видимости, говорится о возвращении в землю обетованную иудеев, отпущенных из вавилонского плена указом Кира (2 Пар. 36,22.23). См. вводные замечания к рассматриваемым псалмам.

146:4 исчисляет количество звезд. С точки зрения человека с его земной ограниченностью, количество звезд на небе не поддается исчислению (ср. Быт. 15,5). См. ст. 5.

146:5 разум Его неизмерим. Все в Боге выше человеческого понимания, в том числе и Его разум.

146:6 Смиренных возвышает… нечестивых унижает. Бог выказывает Свое расположение к людям, в слабости своей уповающим только на Него, и обращает Свой суд против «сильных», самонадеянно полагающихся на свои собственные силы.

146:8-9 облаками… дождь… траву… пищу. Бог все в природе устроил так, чтобы сотворенные Им живые существа не оставались без пропитания.

146:10 не к быстроте ног человеческих благоволит. Бог судит о человеке не по физическим данным, а по его отношению к своему Творцу.

146:11 к боящимся Его. См. ком. к Пс. 35,2.