13 глава

Пс. 13 Жанровую принадлежность данного псалма определить достаточно сложно, поскольку в нем в равной мере сочетаются черты поэзии мудрости и плача. Он представляет собой своего рода размышление о зле, укорененном в человеке. С этим псалмом тесно связан Пс. 52, во многом его повторяющий. Пс. 52 отличается от рассматриваемого главным образом тем, что в нем, в отличие от последнего, используется общее слово «Бог», а не специально открытое для Израиля имя Яхве (Иегова). Имеются также некоторые различия между Пс. 13,5.6 и Пс. 52,5.6.

13:1 безумец. Безумец отличается от мудрого человека тем, что заблуждается относительно истинного устройства мира Божиего. При этом, по земным меркам, он может слыть человеком в высшей степени разумным (Еккл. 2,14). Таким образом, в контексте ВЗ, назвать кого-либо безумцем означает вынести ему нравственное осуждение.

нет Бога. Безумец отрицает не факт существования Бога, а Его значение в жизни людей, выражая тем самым позицию «практического атеизма». Согласно этой позиции, Бог не играет никакой роли в земных делах и, тем более, в жизни каждой отдельной личности.

развратились. Апостол Павел использует вторую часть ст. 1 в Рим. 3,12. Как уже отмечалось выше, слово «безумец» характеризует человека скорее с нравственной, чем с интеллектуальной стороны.

13:2 есть ли разумеющий, ищущий Бога. Греховное человечество не проявляет надлежащего рвения в поисках Бога.

13:3 уклонились. Имеется в виду – от Бога и Его закона.

13:4 как едят хлеб. Злые и нечестивые по своему усмотрению используют ближних в своих целях, не испытывая ни малейшего чувства вины, – для них это так же естественно, как есть хлеб.

не призывающие Господа. Не призывая Господа, нечестивые выказывают характерное для неверующих ложное чувство независимости от Него.

13:5 убоятся они страха. Нечестивые испытывают страх вследствие того, что они оставлены Богом. Бог находится в общении с праведными.

13:6 Господь упование его. Бог в силах обернуть замыслы нечестивых на пользу тем, против кого они были изначально направлены. Этот принцип осуществился, в частности, в истории Иосифа (Быт. 50,20). Справедлив он и в отношении крестной казни Иисуса Христа (Деян. 2,22-24).

13:7 с Сиона. См. ком. к Пс. 2,6.