1 глава

Пс. 1 Этот псалом относят к разряду сравнительно немногочисленных учительных псалмов, или псалмов мудрости (см. Введение: Характерные особенности и темы). Тема псалма – закон Божий. Отношение к закону во многом определяет человека: праведный любит закон Господа и стремится проникнуться им; нечестивый ненавидит закон. На вопрос, кого можно считать праведниками, дается ответ: тех, кто не отступает от завета между Богом и избранным Им народом.

1:1 Блажен. Это слово гораздо сильнее и шире по значению, чем просто «счастлив», хотя понятие блаженства часто включает в себя и понятие счастья. Блажен принимающий от Бога особую благодать и милость.

не ходит… не стоит… не сидит. Праведный человек характеризуется здесь от противного, т.е. перечислением того, что он избегает делать.

1:2 законе. Это слово может означать как отдельную заповедь, так и все Писание в целом; второе представляется более вероятным. Т.е. праведность человека обусловливается его повиновением слову Писания, которое представляет волю Господа.

воля Его. Праведного человека характеризует любовь к закону Божиему. Закон – воплощенная воля Господа; таким образом, праведный стремится во всем следовать ей.

размышляет он. Возможный перевод: «тихо проговаривает». Праведный человек запоминает слова закона, непрестанно повторяет их и размышляет над ними. Стержнем его размышлений служит слово Божие.

1:3 как дерево. Праведный будет процветать так же, как Иосиф процветал в Египте. Псалмопевец представляет его в образе дерева, посаженного вблизи воды – источника жизни, и потому могучего и вечноцветущего.

1:4-5 Нечестивые лишены корней и не допускаются в собрание праведных.

1:4 Не так – нечестивые. Противопоставление нечестивых праведным в высшей мере выразительно. Они также предстают в образе растения, но растения отмершего, влекомого в разные стороны малейшими порывами ветра.

1:6 знает Господь путь праведных. Два пути – праведный и нечестивый – противопоставлены один другому отношением к ним Господа. Иисус Христос в Своей земной жизни воплотил идеал одного из них – пути праведного.