Библиотека soteria.ru
Комментарии новой Женевской Библии — Притчи
Сборник
Дата публикации: 31.03.17 Просмотров: 3818 Все тексты автора Сборник
21 глава
21:1 Сердце царя – в руке Господа. Эти слова свидетельствуют о власти Божией и над языческими правителями, которые, хотя и неосознанно, исполняют Его волю (как, напр., Кир, Ис. 45,1).
21:3 См. ст. 27. Тема данного стиха относится, скорее, к области пророческих книг (см. 1 Цар. 15,22; Ис. 1,11-17) и является редкой для учительной литературы (см. 15,8 и ком.).
21:4 Гордость очей. См. 6,17. Эти слова подразумевают гордыню и надменность и означают то же, что и «надменное сердце».
21:5 Ср. 19,15 и 21,25, где на лень указано как на причину нищеты. Данный стих сопоставляет поспешные поступки с хорошо обдуманными и исполненными намерениями.
21:7 обрушится на них. См. 1,17-19 и ком.; 12,13.
21:9 в углу на кровле. В израильских домах кровли были плоскими и жить на кровле, хотя она продувалась ветрами и поливалась дождями, было возможно (но крайне дискомфортно).
21:10 желает зла. Это сущностная характеристика нечестивости как таковой.
21:12 Праведник. Это слово в древнееврейском тексте можно читать и как Праведный (Господь). Скорее всего стих говорит не о праведнике, на глазах которого наказан нечестивый, а о Божием воздаянии, основой которого выступает праведность Божия.
21:15 Справедливый правопорядок обусловливает благополучие тех, кто живет в согласии с этим установленным порядком. В литературе мудрости постоянно говорится о существовании порядка, который, хотя и является несовершенным из-за присутствия в мире греха, все же поддерживается Богом. Задача людей – понимать законы этого порядка и жить согласно им. В центре его находится завет, а верность ему является частью того, что понимается под выражением «страх Господень».
21:16 См. 2,18; 3,18 и ком. Отказ от мудрости равносилен отказу от жизни как таковой и толкает на путь смерти.
21:17 вино и тук. Здесь – символ расточительности.
21:18 Выкупом. См. 11,8; Исх. 21,28-30. Выкуп – сумма, выплачиваемая в качестве погашения долга. Однако в приведенной пословице, по всей вероятности, это слово используется в более общем смысле как указание на выбор между оправданием и осуждением. Вряд ли здесь имеется в виду страдание, переносимое во искупление чужой вины, хотя прообраз страдающего раба (Ис. 53) и его исполнение во Христе придают новый смысл данному стиху.
21:19 См. ст. 9 и ком.; 19,13.
21:21 Цели и результаты мудрости представлены здесь в понятиях, характеризующих общественные отношения.
правду. Справедливые взаимоотношения.
21:22 См. 16,32. Грубая сила не может заменить мудрость. Образы данного стиха напоминают о духовном воинстве из 2 Кор. 10,4.
21:23 См. 13,3; 15,23; 18,13.
21:24 кощунник. См. 9,7; 19,25 и ком.
21:25 См. 19,24 и ком.
Алчба. Сильное желание, жажда чего-то.
21:26 Данную пословицу можно рассматривать как продолжение ст. 25. В противном же случае она является противопоставлением жадности и щедрости.
21:27 См. ст. 3; 15,8 и ком.
21:28 См. 14,25; 19,5.9 и ком.
21:30 Относительность земной мудрости раскрывается в свете разума и могущества Божиих.
21:31 Библейская мысль и литература мудрости как ее составляющая признают, что самостоятельность человека всегда ограничивается властью Божией, однако человек не имеет права отказаться от ответственности под предлогом упования на Господа.