4 глава

4:1-27 Глава состоит из трех самостоятельных наставлений, каждому из которых предпослано обращение (ст. 1,10,20). Во всех наставлениях говорится о мудрости как о высшем достоянии человека (ст. 1-9), и пути к праведной жизни (ст. 10-19) и, наконец, как основе справедливого миропорядка (ст. 20-27). В этих наставлениях нет ссылок на религиозные предписания: мудрость Божия открыта для всех народов (см. ком. к 22,17 – 24,22) – Соломон обсуждал это с представителями иных племен и наций (3 Цар. 4,29-34; 10,1-7). Однако в Израиле житейская мудрость подвергалась переосмыслению и связывалась с таким понятием, как страх Господень (см. 1,7).

4:2 учение. В древнееврейском языке данное слово имеет дополнительное значение – «вовлеченность», «участие», что подчеркивает активную позицию ученика.

4:3-4 В данном стихе подчеркивается преемственный характер мудрости. Знания, которые юноша получает от своих родителей, впоследствии передаются следующему поколению. Возраст и опыт наставников не являются определяющим фактором, но имеют весьма важное значение.

4:4 живи. См. ком. к 2,18 и 3,2.

4:6 Мудрость рассматривается здесь как нечто большее, чем совокупность знаний, и требует одновременно любви и верности.

4:7 Главное. Смысл древнееврейского текста в данном случае неясен. Буквальный перевод этого места может выглядеть двояко: «мудрость на первом месте», и, следовательно, к ней необходимо стремиться; или же: «первое качество мудрости» состоит в том, что ее приобретают. Согласно второй версии перевода, мудрость изначально предназначена для человека, и от него требуется лишь желание овладеть ею.

всем имением твоим. Иисус говорил то же о драгоценной жемчужине, с которой Он сравнивал Царствие Небесное (Мф. 13,45.46).

4:9 См. ком. к 1,9.

4:10 См. ком. к 3,2.

4:11 Метафора пути как жизни человеческой – одна из наиболее распространенных в литературе мудрости.

4:13 оно – жизнь твоя. Жизнь невозможна без мудрости. Новый Завет называет Христа «премудростью от Бога» (1 Кор. 1,30) и нашей жизнью (Кол. 3,4).

4:14 стезю нечестивых. Сопоставление противоположных явлений и понятий (особенно в кратких поучениях в гл. 10-22) – типичный прием для учительной литературы мудрости. Путь мудрости в разных вариантах противопоставляется путям злых и нечестивых (здесь ст. 11-13 противопоставлены ст. 14-17, а ст. 18 – ст. 19).

4:16 пропадает сон. Зло опьяняет, и человек, однажды испытавший опьянение злом, уже не в силах обходиться без этого.

4:17 едят… пьют. Смысл этой метафоры в том, что зло и беззаконие «питают» нечестивых. См. ком. к ст. 16.

4:18-19 В этих стихах противопоставляются образы восходящего светила праведности и непроглядной тьмы, в которой блуждают беззаконные. Необходимо отметить, что под праведностью здесь понимается нечто большее, нежели простое соблюдение нравственных норм и исполнение обрядов, предписываемых законом (ср. Ин. 8,12; Еф. 5,8-13).

4:20-27 Наставления в этом фрагменте также основаны на противопоставлении мудрости безрассудству, хотя это противопоставление прямо не выражено.

4:21 сердца. Т.е. разума (см. ком. к 2,2).

4:22 здравие. Имеется в виду не только физическое, но и душевное здоровье (3,8).

4:23 источники жизни. Наши мысли влияют на наши поступки и, в конечном итоге, направляют нашу жизнь (см. Мф. 12,35; Мк. 7,21; Иак. 3,13-18; Рим. 2,29).

4:25-27 Мудрость позволяет человеку следовать по жизни, не попадая в трясину зла.