3 глава

3:1 Всему свое время. Времена и сроки назначены Богом («под небом»; ср. 1,13). То, о чем говорится в парных противопоставлениях 3,2-8, также установлено свыше.

3:9 – 6,7 Что пользы работающему. Эта фраза начинает второй из трех циклов книги Екклесиаста (1,3 – 3,8, ком.; 6,8 – 12,7), посвященный противопоставлению временного труда человека непреходящим делам Божиим. Автор призывает людей наслаждаться теми благами, которые дает им Бог. (См. Введение: Особенности содержания и темы).

3:9-14 Имеется в виду Бог как Творец. Его совершенные, вечные и непостижимые дела должны вызывать благоговение у Его народа.

3:11 мир. Евр.: «вечность». Люди бессильны полностью осознать смысл происходящих событий.

3:12 ничего лучшего. Автор придает первостепенную важность вновь и вновь повторяемому им совету (2,24-26; 3,12.22; 5,18-20; 8,15) и повелению (9,7-10) довольствоваться тем, что Бог назначил каждому человеку.

3:13 дар Божий. Ср. 2,26.

3:14 благоговели. Т.е. признавали и почитали Бога как суверенного Господа.

3:15-21 Имеется в виду Бог как Судия.

3:17 время. Бог определяет, чему должно происходить на земле (ст. 1-8). Он назначил также день для суда над делами всех людей (Иоил. 3).

праведного и нечестивого. В наказание за грех люди смертны (Быт. 3,19) также, как и животные (ст. 18-20). Но при этом разделение на праведников и нечестивцев еще не происходит по смерти человека, окончательно оно свершится на суде Божием.

3:21 Кто знает: дух сынов человеческих. Иначе: «кто знает дух человека, который …». Физическое тело вновь становится прахом, но дух человека возвращается к Богу (12,7).