Библиотека soteria.ru
Комментарии новой Женевской Библии — Исаия
Сборник
Дата публикации: 31.03.17 Просмотров: 5939 Все тексты автора Сборник
14 глава
14:1-2 Падение Вавилона связывается пророком с возвращением Израиля и Иакова (народа израильского) из вавилонского плена.
14:3-21 В этих стихах звучит «победная песнь на царя Вавилонского», которую воспоет Господу спасенный и возвеличенный Израиль.
14:4 не стало мучителя, пресеклось грабительство! Точнее: «не стало мучителя – прекратилось мучение». Хотя народ израильский понес наказание, определенное ему Господом, но жестокость и издевательства инспирировались непосредственно царями вавилонскими, они являлись источником и олицетворением зла, за что и подверглись каре Божией. Здесь имеется в виду не один конкретный царь Вавилона, а все цари вавилонские как правители империи зла.
14:5 жезл… скипетр. Символы царской власти.
14:7 Вся земля… восклицает от радости. Падение Вавилона было радостно встречено не только народом израильским, но и другими порабощенными народами.
14:9 Ад преисподний. Т.е. «шеол, находящийся внизу». Евреи во времена пророка Исаии представляли местопребывание душ умерших (шеол) в недрах земли.
Рефаимов. От евр.: «рапха» – «тень». Пророк сравнивает поверженного правителя мировой державы с жалкой тенью, обитающей в шеоле. Здесь возможна и тонка игра слов: рефаимами также назывались гиганты (Быт. 14,5; 15,20). Тогда этот стих можно понимать и так: цари и владыки земные в глазах Господа Бога – единого истинного Владыки – подобны теням, обитающим в преисподней.
14:12-15 Эти стихи вызывают двоякое толкование. В общем контексте они относятся непосредственно к царю вавилонскому. Однако слова «денница, сын зари» (ст. 12) иногда воспринимаются как именование падшего ангела – сатаны. Само уподобление вавилонского правителя сатане не противоречит общему смыслу текста, поскольку причиной его падения также стала гордыня.
14:12 денница. Евр.: «хелел» – «блестящий», «яркий». Так называлась Венера, которая ярко сияла на утреннем небе.
сын зари. Поскольку звезда Хелел сияла на рассвете, ее называли «сыном зари», полагая, что утренняя заря порождает эту яркую звезду.
14:13 на небо, выше звезд Божиих. Правители Вавилона посягали на Божественное могущество.
на горе в сонме богов. Букв.: «сяду на горе собрания», т.е. «возглавлю совет Божий».
14:14 буду подобен Всевышнему. Ср. Быт. 3,5.
14:15 в ад, в глубины преисподней. См. ст. 9. Этот стих и ст. 9 являются как бы обрамлением к несостоявшимся мечтаниям земного владыки и противопоставляют этим мечтаниям суровую реальность Божиего приговора.
14:21 сыновьям. Никто не вспомнит о царе Вавилона, ибо после него не останется не только усыпальницы или надгробного камня (ст. 18-20), но и потомков.
14:22 истреблю имя Вавилона. См. ком. к 13,20.
остаток. В отличие от Израиля, «остаток» вавилонского народа не обрел родину и спасение Божие, а, напротив, был депортирован. См. ком. к 13,20.
14:23 владением ежей и болотом. См. ком. к 13,20.
14:26 определение. Пророчество Исаии является определением, вынесенным Господом для народов.
14:27 рука Его простерта. Спасающая рука Господа остается простертой над народами, как остается простертой над Вавилоном Его карающая десница – приговор, вынесенный через пророка Исаию, действует над Вавилоном по сей день (см. ком. к 13,20).
14:28-32 В этих стихах Исаия пророчествует о суде над филистимлянами.
14:28 пророческое слово. См. ком. к 13,1. Евр.: «масса» – пророчество печального содержания. Среди исследователей не существует единого мнения относительно датировки этого пророчества. Возможно, оно относится к 727 или 716/15 гг. до Р.Х., т.е. ко времени борьбы филистимлян против владычества Ассирии.
14:29 сокрушен жезл. Речь идет об ассирийском царе – Тиглатпаласаре III (ум. в 727 г. до Р.Х.) или Саргоне (ум. в 705 г. до Р.Х.).
аспид. Скорее всего, Сарган, дважды разбивший филистимлян (в 721 и 720 гг. до Р.Х.).
летучий дракон. Очевидно, Сеннахирим.
14:30 беднейшие… нищие. См. ком. к 11,3.4.
14:31 от севера дым идет. Ассирийские войска вторглись в земли филистимлян с севера.
14:32 вестники. Филистимляне пытались спастись, заручившись союзом с Иудеей и другими народами, однако слово Божие, переданное Исаией, гласит, что в смутное время Он придет на помощь лишь Своему народу.