Библиотека soteria.ru
Комментарии новой Женевской Библии — Исаия
Сборник
Дата публикации: 31.03.17 Просмотров: 5939 Все тексты автора Сборник
17 глава
17:1-14 Пророчество о суде над Дамаском, изложенное в данной главе, может быть датировано временем сирийских походов 734-732 гг. до Р.Х.
17:1 Пророчество. См. 13,1. В данном случае слово «пророчество» созвучно слову «приговор».
о Дамаске. Дамаск был столицей Сирии, важным торговым пунктом, соединявшим Месопотамию, Египет и Аравию. Город был захвачен Тиглатпаласаром III в 732 г. до Р.Х.
17:2 Ароерские. Города восточной Палестины (Нав. 12,2 и 13,25).
17:3 твердыни Ефремовой. Т.е. опоры Израильского царства, которой являлась союзная с ним Сирия.
17:4 умалится слава Иакова. Царства Иудейского тоже коснутся беды северных соседей – Сирии и Израиля.
17:5 в долине Рефаимской. Плодородная долина к юго-западу от Иерусалима (Нав. 15,8; 18,16; 2 Цар. 5,18.22;! Пар. 14,9).
17:7-8 к Творцу… на дело рук. Исаия противопоставляет деяния Бога и дела рук человеческих.
человек. Т.е. верный остаток Израиля.
17:8 на кумиры Астарты и Ваала. Астарта почиталась хананеями как богиня плодородия (27,9; Исх. 34,13; Втор. 16,21; Суд. 2,13).
17:9-11 Эти стихи содержат проклятие Дамаску.
17:10 забыл… не воспоминал. Исаия говорит об отступничестве Дамаска (Втор. 4,9.23.31;8,11.14.18.19; 25,19; 32,18).
Бога спасения твоего. См. 43,3; 49,26; 62,11.
о скале прибежища. О Господе Боге. Источником силы народа Божиего являете вера (25,4; 27,5), каким бы войском он ни располагал и какой бы политики ни придерживался (17,9; 23,4.11.14; 30,2).
увеселительные сады… от чужой лозы. Эти слова напоминают о ханаанских обрядах плодородия и одновременно о взаимоотношениях Израиля с соседними народами.
17:11 заботился, чтобы оно росло. Пророк здесь говорит, что Израиль поддерживал языческие культы и заботился об их укоренении.
17:12 как шумит море. Пророк уже слышит шум идущего на Израиль ассирийского войска.
17:13 как прах… пыль. Ср. 29,5; 41,15.16; Пс. 82,13.