27 глава

27:2-13 Исаия вновь говорит о грядущем преображении земли.

27:2-6 Песнь о винограднике, составляющая содержание данных стихов, полностью противоположна притче, рассказанной в 5,1-7 (3,14; 5,1; 61,5; 65,21).

27:1 левиафана, змея. Левиафан, собственно, название крокодила. Здесь же это слово ассоциируется с огромным змеем. Ветхий Завет использует этот образ для обозначения зла и насилия (30,6 и ком.; 51,9; ср. Иов 3,8; 41,1; Пс. 73,14; Откр. 12,7-10). Победа, одержанная Богом над левиафаном, убеждает праведников в том, что людей, творящих зло, ждет неминуемое поражение. Борьба добра и зла – это сражение Бога с сатаной, толкающим людей на злодеяния (Быт. 3,15; Рим. 16,20; Откр. 12,1-6).

27:2 В тот день. Т.е. когда закончится суд Божий над нечестивыми.

о возлюбленном винограднике. О народе израильском.

27:4 Гнева нет во Мне. Господь готов простить Свой народ и вновь заключить с ним мир.

волчцы и терны. Внешние враги народа Божия и его внутренние недостатки.

27:5 прибегнет… заключит мир. Господь миром встречает тех, кто в раскаянии приходит к Нему, ища у Него защиты от зла и греха.

27:6 Иаков… Израиль. Народ израильский как народ завета.

вселенная. И иудеи, и язычники – все войдут в Царство Божие (1 Пет. 2,9-12).

27:7 Так ли..? Пророчества Исаии представляют собой диалог проповедника с его аудиторией, чьи вопросы и суждения пророк неизменно принимает в расчет.

поражал… убивал. Даже наказывая Свой народ, Господь был милосерден к нему и, уничтожив без остатка его врагов, пощадил Израиль, не допустив его окончательной гибели (10,5-20; 13,19-14,4; 33,1; 47,4.5).

27:8 наказывал. Речь идет о нашествии неприятелей и последовавшем за ним пленении (10,5).

дуновением… ветра. Гнев Божий подобен восточному ветру, приносившему в Палестину пыль и зной пустыни, уничтожая все живое.

27:9 беззаконие Иакова. Отступление народа израильского – потомков Иакова – от Господа, за которые он понесет вавилонское пленение. Рассматриваемый стих закладывает основы проповеди Исаии о праведном Слуге Божием, Которому суждено искупить всех грешников и взять на Себя всю тяжесть Божественного правосудия (53,5.11.12). Между тем проклятия сменятся благословением Божиим, как только остаток Его народа раскается.

дубравы и истуканы солнца. Места языческих поклонений и языческие идолы.

27:10 укрепленный город. Иерусалим, истинным «укреплением» которого был Сам Господь.

опустеет. Жители Иерусалима будут уведены в плен.

27:11 ветви его засохнут. Как засыхают ветви, не питающиеся животворящим соком, так погибнут те «безрассудные», которые отвергают живого Бога.

народ безрассудный. Исаия имеет в виду безрассудство идолопоклонников вообще, а также тех представителей народа израильского, которые ходили «вслед чужих богов».

не сжалится… не помилует. Господь не сжалится потому, что народ «безрассудный» не раскается. См. ком. к 26,10.

Создатель. Букв.: «гончар» («горшечник»), как и в 29,16. Это слово часто встречаете в Ветхом Завете как имя Бога – Создателя, Руководителя и Спасителя людей. Глагольная форма данного слова имеет значения предопределения (22,11; 37,26 – «предначертал»; 46,11); творения (41,25; 45,7); создания мира (45,18) и, наконец, сотворения нового народа (43,1.7.10.21; 44,2.21.24; 45,9.11; 49,5; 64,8).

27:12 в тот день. В день Божиего суда над нечестивыми.

от великой реки до потока Египетского. Имеются в виду Евфрат и Нил. По земле, простирающейся между этими великими реками, пройдет широкая дорога, соединяющая Ассирию и Египет (11,16; 35,8.9), открывая народам этих стран путь в Иерусалим. С этих пор станет возможно объединение прежде разрозненных народов в молитвенное сообщество народа Божиего.

27:13 великая труба. То же, что «глас Божий». Художественный образ, означающий волеизъявление Господа.

затерявшиеся. Это слово может относиться как к угнетенному и рассеянному остатку Израиля (Иер. 50,6; Иез. 34,4-6), так и к уже умершим (25,8; 26,14.19), а возможно, и к тем, и к другим.

на горе. На горе Сион, которая является одновременно престолом Божиим (14,13) и местом Его благословенного пребывания (25,6.7).