30 глава

30:1 – 31,9 В этих стихах Исаия говорит о безрассудстве тех, кто полагаете только на человеческие силы.

30:1-7 Пророчества о крушении надежд, связанных с Египтом.

30:1 Горе непокорным сынам. Советникам Езекии.

заключают союзы. Это место можно было бы перевести как «плетут сети» или же «присоединяются к трапезе». И в том, и в другом случае смысл этого стиха именно таков, каким он представляется в русском переводе (29,16 и ком.). Подразумеваете союз с Египтом против Ассирии.

не по духу Моему. Господь желает, чтобы Его народ прежде всего обращался за помощью к Нему.

30:2 в Египет. В 701 г. до Р.Х. Иудея рассчитывала на помощь египетских войск в борьбе с Сеннахиримом (20,5; 4 Цар. 8,21).

укрыться под тенью. Только Господь способен защитить Свой народ от опасности (ст. 3; 4,6; 16,3; 25,4.5; 32,2; 49,2; 51,16; ср. Пс. 17,8; 35,7; 91,1; 120,5).

30:3 будет для вас стыдом. Союз с Египтом не принесет Иудее спасение.

30:4 князья. Иудейские посланники к египетскому фараону.

в Цоане. См. ком. 19,11.

до Ханеса. Город в среднем Египте – в пятидесяти километрах к югу от Каира и на северо-западе от Тафны (Гераклеополиса).

30:6 на животных. Т.е. на вьючных животных, караваны которых шли по пустыне, доставляя дары иудеев в Египет (ст. 7-11).

30:8 на доске… в книгу. Пророчества о безрассудной надежде на помощь египтян должны быть записаны в назидание потомкам.

30:9 мятежный. Это слово, редко встречающееся у Исаии, принадлежит к числу самых часто употребляемых у Иезекииля (Иез. 2,5-8; 3,9.26.27; 12,2.3.9.25; 17,12; 24,3; 44,6).

дети. См. ком. к 1,2.

закона. Отвергнутое слово Божие включает в данном случае и проповедь самого Исаии (ср. Притч. 2,1).

30:10 правды… лестное. Народ хочет слышать от пророка только хорошие вести.

провидящим… пророкам. Проповедь многих пророков совпадала с тем, что хотели услышать от них люди (9,15; 28,7; 29,10; 44,25; 1 Цар. 22,8; Иер. 6,14; 14,13-16; 20,9.10; 28,8.9; Иез. 13; Ос. 9,7-9; Ам. 2,12; 7,12.16; Мих. 2,6-11; 3,5.11), чего никак нельзя сказать об Исаие.

30:11 Святаго Израилева. См. ком. к 1,4.

30:12 Посему. Народу, не пожелавшему услышать голоса пророков Божиих, теперь предстоит услышать Его Самого.

Святый Израилев. См. ком. к 1,4.

слово. Т.е. слово Божие, реченное через Исаию (ст. 8,9).

30:13 беззаконие. Упорное непослушание Богу, чьей помощи иудеи предпочли союз с Египтом, приведет их к гибели.

30:16 на конях убежим… ускачем. Точнее: «устремимся… поскачем». Евреи рассчитывали на колесницы, которые мог предоставить им Египет. Очевидно, планировались наступательные действия против ассирийцев.

за то и побежите. Т.е. кони и колесницы, которые предназначались для нападения на ассирийцев, понадобятся евреям, чтобы спастись бегством.

30:18 помиловать… сжалиться. Несмотря ни на что, Господь исполнен милости и сострадания к Своему народу (Ос. 11,9).

Бог правды. См. ком. к 1,21.

блаженны. В данном контексте – те, кто испытает благо от Господа.

30:19-26 Господь обещает вновь даровать радость и блаженство народу Сиона.

30:19 на Сионе. См. ком. к 1,8.

услышит… ответит. Эти слова относятся прежде всего к молитвам, которые возносит Богу страдающий народ (59,1; 65,24; Суд. 2,18).

30:20 хлеб в горести. Не только физический хлеб для пропитания, но и слово Божие, которое в Писании часто ассоциируется с хлебом.

воду в нужде. Вода, кроме прямого лексического значения, имеет в Писании и переносный смысл, выступая символом надежды.

учители. Данное слово можно понимать как относящееся к пророкам, однако, основываясь на древнееврейском тексте, где оно стоит в единственном числе, предпочтительнее считать, что Исаия называет «учителем» Самого Бога (28,9-13; 29,11.12; 30,5).

30:22 Это пророчество касается периода после вавилонского пленения. Возвратившийся из плена народ уже не впадал в идолопоклонство.

30:25 в день великого поражения, когда упадут башни. Т.е. когда Господь ниспровергнет народы, враждебные народу иудейскому.

30:26 будет светлее всемеро. Свет богопознания и богообщения не будет затмеваться поклонением идолам.

обвяжет… исцелит. Когда возвратит Господь народ Свой из вавилонского плена.

30:27-33 В заключительной части главы пророк повествует о неизбежном поражении Ассирии, используя символику богоявления.

30:27 имя Господа. Под словом «имя» подразумевается Сам Бог.

30:28 до шеи. См. ком. к 8,8.

30:29 песни… со свирелью. Здесь изображено праздничное паломничество на Сион.

на гору. См. ком. к 2,2.

к твердыне Израилевой. Твердыней (крепостью, оплотом) Израиля всегда был Сам Господь.

30:33 Тофет. Долина и овраг на южной окраине Иерусалима, где в жертву Молоху – божеству аммонитян – приносили младенцев, сжигая их на костре (57,5; 4 Цар. 23,10; Иер. 7,31.32; 19,6.11-14). Часто в Писании ассоциируется с шеолом – преисподней.