3 глава

3:1 Господь Саваоф. См. ком. к 1,9; 1,24.

посох и трость. Посох – емкий символический образ. В руке царя посох символизирует власть, в руке странника – опору. Трость – обычно под этим словом подразумеваете мерило (и в прямом смысле и в переносном – «мерило справедливости») и бич. Господь отнимет у царей иудейских власть, у судей – право судить, народ лишит опоры.

подкрепление хлебом… водою. Прямой смысл понятен – это бедствия при осаде города врагом. Иносказательно же хлеб – это слово Божие, а вода – надежда, обращенная к Господу и питающая человека.

3:2-3 В этих стихах дается расшифровка того, что в ст. 1 представлено в символических образах.

3:4 отроков… дети. Т.е. несмышленые люди, бездарные правители.

3:5 Картина хаоса и анархии, попрания человеческих норм и заповедей Божиих.

3:6 одежда. Прибегая к такой гиперболе, Исаия подразумевает разруху, нищету и деградацию.

3:8 Иерусалим… Иуда. Падение Иерусалима (586 г. до Р.Х.) так же, как и его разорение, произошедшее в 701 г. до Р.Х., стало непосредственным исполнением этого пророчества.

3:9 Содомляне. Израиль пренебрегает Божиими установлениями и ведет себя так, будто между ним и Богом никогда не существовало завета (см. 1,9.10).

3:12 Притеснители народа… дети. См. ком. к ст. 4.

3:16 – 4,1 дочери Сиона. Нечестие коснулось не только иудейских мужчин, но и женщин, т.е. не только общественная жизнь извратилась, но и семейная. Все устои общества подточены грехом и неправедностью.

3:17 оголит… обнажит. Господь предаст этих женщин бесчестию (ст. 24).

Сиона. См. ком. к 1,8.

3:25 Персонифицированный образ Иерусалима.