Библиотека soteria.ru
Комментарии новой Женевской Библии — Исаия
Сборник
Дата публикации: 31.03.17 Просмотров: 5942 Все тексты автора Сборник
61 глава
61:1-11 Пророк возвещает начало «благоприятного лета Господнего».
61:1 помазал. Исполнением рассматриваемого пророчества стало служение Иисуса Христа (Лк. 4,17-21). Вполне возможно, речь в данном стихе идет о самом Исаии (ср. 62,1), однако следует помнить, что пророк был лишь прообразом истинного Слуги – Иисуса Христа, о Котором говорится в 42,1; 49,1; 50,4; 52,13. Именно Он обращается к Богу как к Господину (ст. 1; 50,4), получает дары Духа Святого (ст. 1; 42,1), приносит людям исцеление и свободу (ст. 1-3; 42,7; 49,9; 50,4; 53,4), провозглашает наступление «лета Господнего» (ст. 2; 49,8) и заключение вечного завета (ст. 8; 42,6; 49,8). В древнем Израиле обряд помазания совершался лишь над царями и священниками (45,1).
нищим. Т.е. людям, у которых не осталось иной надежды, кроме Бога.
проповедывать… освобождение. В юбилейный год в Израиле освобождали всех узников (Лев. 25,10).
узникам. В Септуагинте (греческом переводе ВЗ) это слово переводится как «слепым», и на этом переводе основывается евангелист Лука (4,18).
61:2 лето Господне благоприятное. Время, благодатное для покаяния и обращения к Господу. Весть о лете Господней милости есть главное содержание проповеди Исаии, а впоследствии и главная цель служения Христа (Мф. 11,5; Лк. 4,18; 7,22; Деян. 10,38; 26,18).
день мщения. Как передает евангелист Лука, Иисус прочитал пророчество Исаии до этих слов и закрыл книгу (Лк. 4,18). День мщения, о котором говорит пророк, относится к Его Второму пришествию (1 Фес. 1,7-10).
Бога нашего. См. ком. к 25,9.
утешить. См. ком. к 12,1; 40,1; ср. Мф. 5,4.
61:3 елей радости. Имеется в виду обычай, по которому хозяин помазывает елеем голову гостя (Пс. 22,5; 42,7; Лк. 7,46).
61:4 Слова этого стиха относятся и к иудеям (58,12), и к язычникам (60,10).
61:6 священниками… служителями. И иудеи, и язычники получат преимущества священнослужителей (66,21; ср. 1 Пет. 2,5.9; Откр. 1,6; 5,10).
Бога нашего. См. ком. к 25,9.
достоянием народов. См. ком. к 60,5.
61:7 посрамление… поношение. Невзгоды, перенесенные в изгнании.
вдвое. См. 40,2 и ком.
61:8 завет вечный. См. ком. к 42,6; 55,3.
61:9 семя их. См. ком. к 59,21. Поколения, в которых будет проповедана Благая Весть.
благословенное. Исаия вспоминает об обетованиях, данных Богом Аврааму (41,8; 51,2; Быт. 12,3).
61:10 Слова данного стиха звучат как бы от имени персонифицированного Сиона и, по сути, являются ответом на сказанное в ст. 3.
облек. Смена одежд символизирует в данном стихе изменение статуса Сиона (47,2; 52,1; 59,17).