9 глава

9:1 я плакал бы. В своей любви к людям Иеремия выступает прообразом Иисус (см. Лк. 19,4).

9:3 Как лук, напрягают язык свой. Оружие вероломных – ложь, и они готовят его, как перед битвой.

говорит Господь. Указание на то, что эти слова принадлежат Богу, придает новый смысл изложенному в 8,21 – 9,3. Народ Божий ждет воздаяния, ибо он больше не угоден Господу (2,2.3).

9:8 дружелюбно. Букв.: «с миром». Мир был бы истинной основой общества, но он может быть только результатом верности завету.

9:10 подниму плач и вопль. Как прежде Иеремия, Господь сокрушается (см. ком. к 9,3) о том, что земля, которую Он дал Своему народу, пришла в запустение (см. Мих. 1,8; Мф. 23,27.28).

9:11 жилищем шакалов. Образ проклятой земли, на которой никто не живет (см. Пс. 43,19; Ис. 13,21.22).

9:12 мудрец, который понял бы. Этот стих напоминаете приобретаемой по воле Божией мудрости (Притч. 1,2-5), однако см. также Втор. 4,6, где мудрость предстает одним из свойств Израиля, что совершенно противоположно нынешнему положению вещей.

9:13 который Я постановил для них. См. Втор. 4,8.

9:16 рассею их. См. Втор. 28,64. Картина всеобщего уничтожения призвана усилить впечатление.

9:17 плакальщиц. Профессиональных плакальщиц нанимали для участия в похоронах (см. Ам. 5,16).

9:21 детей… юношей. См. 6,11; Плач 5,13-15 и ком.

9:24 См. статью «Истинное богопознание».

разумеет и знает Меня. См. ст. 12. Мудрость есть знание Бога на основании личного опыта.

милость, суд и правду. Смысл этих трех важнейших качеств Божиих, открывшихся и воплотившихся в завете, состоит в верности условиям завета; попечении о правах участников завета, преследовании врагов и помощи угнетенным (см. Пс. 7,8); заботе о соблюдении завета и справедливом отношении ко всем его участникам (см. также 4,2).

9:25 Я посещу всех обрезанных и необрезанных. См. 4,4. Не только иудеи, но и некоторые другие народы практиковали обрезание, хотя для последних это не являлось знаком того, что их народ завещан Богу (см. Рим. 2,25-29; 4,9-12; 9,8; Гал. 5,6; 6,15).