Библиотека soteria.ru
Комментарии новой Женевской Библии — Иеремия
Сборник
Дата публикации: 31.03.17 Просмотров: 4368 Все тексты автора Сборник
10 глава
10:2 знамений небесных. Иеремия имеет в виду поклонение небесным светилам (см. 8,2 и ком.).
страшатся. Поклоняясь ложным богам, человек испытывает страх перед ними. Почитание же небесных тел внушает особый трепет: светила представляются чем-то сверхъестественным. Библейское богословие устраняет саму основу такого страха, показывая, что небесные тела суть творения Божий (Быт., гл. 1; Ис. 40,26).
10:3-4 пустота. С этой фразы берет свое начало суровое обличение идолопоклонства (см. также Ис. 44,9.20).
серебром и золотом. Деревянные идолы покрывались серебром и золотом (ср. ст. 9).
10:7 убоится. В Библии под страхом Божиим подразумевается нечто большее, чем боязнь Божиего суда. Это понятие включает в себя благоговение, трепет, почитание и обожание, которые внушает человеку Бог Своим величием и святостью (см., напр., Пс. 2,11.12).
Царь народов. В этих словах пророк бросает вызов ложным божествам, которым, как, например, вавилонскому Мардуку, также приписывалась власть над народами (ср. Ис. 43,15; 46,1).
мудрецами. Возможно, эти мудрецы, чья мудрость сравнивается с Божией (10,12), подобны тем волшебникам и чародеям, о которых рассказывает пророк Даниил (см. Дан. 2,12).
10:8 бессмысленны и глупы; пустое учение. Ср. Притч. 3,11.
10:9 из Фарсиса… Уфаза. Первый из этих городов находится в Испании, а местонахождение второго неизвестно.
10:10 истина… Бог живой. См. Втор. 5,26.
Царь вечный. См. ком. к ст. 7; а также Исх. 15,18; 2 Цар. 7,13. Иеремия утверждает вечную природу Царства Божиего, невзирая на то, что дом Давидов приближается к концу своей истории.
гнева… негодования. См. Пс. 96,5.
10:12 силою … мудростью … разумом. Могущество истинного Бога, явленное Им в творении, вновь служит Иеремии доказательством в споре против чужеземных богов. См. Притч. 8,22-31.
10:13 По гласу Его… из хранилищ Своих. См. Пс. 28,3.4; 134,5-7. Упоминание о власти Божией над дождем непосредственно связано с молитвами, которые возносили Ваалу (см. 3 Цар. 17,1).
10:16 доля Иакова… наследия Его. Представление о Боге как о «доле», первоначально относившееся к левитам, но впоследствии получившее более широкий смысл, см. в Чис. 18,20; Пс. 15,5. Обе метафоры раскрывают природу отношений Бога и народа израильского внутри завета.
10:19 Горе мне… мучительна рана. См. 4,19-21. Метафоры физического страдания (6,7; 14,17; 30,12.13; 15,17).
10:20 дети мои ушли. Картина бездетности предстает через описание запустения, которое повлек за собой вавилонский плен. Сам Иеремия был обречен на бездетность, чтобы слова его приобрели силу (16,2).
10:21 пастыри сделались бессмысленны. Безрассудство теперь характеризует правителей (см. ком. к 2,8; 10,8.14).
не искали Господа. Вместо этого они прибегали к заклинаниям языческих «мудрецов» (8,2; 10,7 и ком.).
10:23 Знаю… путь его. См. Притч. 16,9.
10:25 Ср. Пс. 78,6.7. Иудея призывает гнев Божий на другие народы, несмотря на то, что главнейшим ее пороком было уподобление им.