22 глава

22:2 входящие сими воротами. См. 17,19.20 и ком.

22:5 Мною клянусь. См. Быт. 22,16; Ис. 45,23 и ком.

дом сей… пустым. Дворец, как и храм (7,14), постигнет бедствие (ср. 17,27).

22:6 Галаад… Ливана. Обе области отличались плодородием (см. 8,22 и ком.). Хорошо орошаемый Ливан был богат лесными породами деревьев, в частности, кедром, использовавшимся при постройке иерусалимского храма (3 Цар. 5,6-10).

22:7 приготовлю. Букв.: «освящу». Образ Священной войны неожиданно возникает в описании битвы чужеземцев против народа Божиего (см. 6,4.5; 21,4.5).

22:10 об умершем… об отходящем в плен. Речь идет об Иосии и его сыне Иоахазе. Последний царствовал недолго и был уведен в египетский плен в 609 г. до Р.Х. (3 Цар. 23,30-34); возможно, к этому времени относится и само высказывание.

22:11 Саллум. Другое имя Иоахаза (см. ст. 10; 1 Пар. 3,15).

22:13-19 Эти стихи посвящены обличению Иоакима (см. 4 Цар. 23,35 – 24,7).

22:13 дом. Слово относится прежде всего к царскому дворцу, но предполагает также всю династию.

заставляет ближнего своего работать даром. Ср. Втор. 24,14.15. См. также 1 Цар. 8,10-18.

22:15 быть царем … ему было хорошо. В этом стихе – два противоположных понимания царской власти: как средство правосудия (Иосия) и как возможность стяжать богатство (Иоаким).

22:16 знать Меня. О знании Бога свидетельствует верность Его заповедям (см. Мих. 6,6-8; Ин. 14,15.17).

22:17 твои. Т.е. Иоакима.

корысти и к пролитию невинной крови… насилие. Иоаким повинен во всех грехах, которые проклинает Иеремия (6,13; 7,6; 19,4; 21,12; ср. 26,20-23).

22:18 не будут оплакивать. Ср. 2 Пар. 34,24.25.

22:19 Ослиным погребением будет он погребен. Т.е. не будет погребен вовсе (см. 7,33; 8,1.2 и ком.; ср. 15,3).

22:20 на Ливан… на Васане… с Аварима. Названия гористых областей соответственно на севере, северо-востоке и юго-востоке Иудеи. Иерусалим изображен молящим о помощи своих бывших союзников, которые, будучи уже не в силах противостоять Вавилону, оставляют Иерусалим в скорбном одиночестве.

22:23 на Ливане. Это слово называет храм, построенный из ливанского кедр (см. ком. к ст. 6).

22:24-30 В царствование Иехонии, которому посвящены эти стихи, в Вавилон впервые было угнано значительное число людей.

22:24 перстнем. Перстень представлял собой личную печать его владельца.

22:26 тебя и твою мать. См. 13,18 и ком.

в чужую страну. Т.е. в Вавилон. Это пророчество исполнилось в 597 г. до Р.Х. (29,2; 4 Цар. 24,15).

22:28 Иехония… сосуд непотребный. См. 19,10.11. Символ разбитого кувшин непосредственно связывается с Иехонией и его потомками.

22:29 О, земля, земля, земля. В этом троекратном обращении к земле – сожаление Господа о Своем достоянии, которое осквернил грех Иудеи (2,7 и ком.; 12,4).

22:30 Детям Иехонии (1 Пар. 3,17.18) не довелось стать продолжателями династии Давида. Таким образом, обетованное царство потомков Давида (см., напр., 23,5.6) нужно понимать не как идущее на смену историческим царствам Израиля и Иудеи, а как царство Христа Сына Человеческого (см. Дан. 7,13 и ком.) – величайшего из сыновей Давидовых (Мф. 22,41-46).