3 глава

3:1-66 В то время как общее горе выражается в индивидуальном плаче, надежда и утешение поддерживаются верой в Божию милость и любовь.

3:1 Я человек. Плач одухотворен пламенной любовью к отечеству, наряду со скромной сдержанностью относительно личности составителя.

3:2 ввел во тьму, а не во свет. Ср. Ис. 9,2. Тьма служит метафорой бедствий, богооставленности, свет олицетворяет спасение и блаженство. Ср. Ам. 5,18.

3:4 кожу мою… кости мои. Ср. Иов 13,28; Ис. 38,13.

3:5 горечью и тяготою. Душевные и физические страдания сопутствуют друг другу.

3:6 давно умерших. Вера в любовь Божию рождает упование, преодолевающее даже смерть (см., напр., Пс. 48,16; 72,24).

3:7-9 окружил меня стеною… отяготил… преградил дороги мои, извратил стези мои. Т.е. поставил в чрезвычайно тяжелое положение (ср. Пс. 87). См. Пс. 9,22; 12,2; 21,3.

3:10-12 как бы медведь… целью для стрел. Ужас и отчаяние ассоциируются с опасностями, подстерегающими путешественника.

3:14 стал посмешищем. См. Пс. 68,12; Иер. 20,7.

народа моего. Унижение пророка живописует бедственное положение самого народа.

3:17 удалился мир… забыл о благоденствии. Эти условия, являющиеся результатом благодати, ныне отсутствуют.

3:18 погибла сила моя и надежда моя на Господа. Состояние безнадежности богооставленности достигает кульминации.

3:20 помнит это душа. Душевная боль пророка передает страдания всего народа (см. 1,7).

3:21 Вот, что я отвечаю сердцу моему. Воспоминания, некогда усугублявшие отчаяние, ныне внушают надежду (ср. Пс. 76,4-16).

3:22-24 Это кульминация всей книги. Ощущение отвергнутости Богом сменяется надеждой, которая зиждется на знании Его сущности и верности обетованиям. См. Пс. 21.

3:22-23 См. Пс. 135,1.

3:22 по милости. Букв.: «непоколебимая любовь». Это основное определение Бога в Его отношениях завета с Израилем. Оно означает Его верность Своему народу.

милосердие. Верность Бога завету неотделима от Его милосердия. Милосердие Божие неистощимо. Гнев Божий на Свой народ прекратится, поскольку милость Его вовек (ср. 4,22; Ос. 11,8).

3:23 каждое утро. Любовь Божия принесет утро спасения (ср. Пс. 89,14; Мал. 4,2; Лк. 1,78).

верность. Неограничена и неизменна верность Бога (ср. Авв. 2,4).

3:24 часть моя. Это выражение отражает принципы землеустройства у израильских племен. Священники и левиты, не обладавшие земельным уделом, имели Господа в качестве «своей части» (Числ. 18,20; ср. Пс. 72,26).

3:25 Господь… ищущей Его. Бог всегда благ по отношению к тем, кто уповает на Него (ср. 1 Пар. 28,9). Тройное «блаженство» в данном контексте (ср. ст. 26, 27) заключено в исходящей от Него благодати (ср. ст. 17, где древнееврейское слово «благо» в одном из значений передается как «благоденствие»).

3:27 в юности своей. Скорее всего, имеются в виду страдания, перенесенные Иеремией в юные годы, косвенно указывается на избавление от них. Народ тоже может надеяться на милосердие Господа, которое придет на смену нынешним испытаниям.

3:28-30 сидит … поношением. Пророк увещевает страдающих перетерпеть нынешние несчастья в ожидании милосердия Божия.

3:28 сидит уединенно. Ср. 1,1.

3:30 подставляет ланиту свою. Унижения, претерпеваемые Израилем, предвосхищают унижения Христа (ср. Ис. 50,6; Мф. 26,67).

3:31-33 Господь милостив и гнев Его не может длиться бесконечно (Пс. 29,6; Ис. 54,7; Ос. 6,1). Милосердие неотделимо от неколебимой Божией любви. Бог поражает людей «не по изволению сердца», даже когда наказывает.

3:34-36 Бог не может потворствовать неправедному суду и попранию беззащитных. Ср. Иов 8,3. Но Он допустил это, ибо в справедливом наказании заключена милостивая любовь Господа.

3:37-38 Все происходит по слову Божию (ср. Быт. 1,3).

3:38 Коль скоро все происходит по слову Господа, ни один человек не может сетовать на то, что Бог посылает бедствия в наказание за грехи.

3:39 всякий сетуй на грехи свои. Достойное сожаления состояние Иерусалима – плод греха и непослушания. Призывы к покаянию не услышаны, а посему воздаяние Господа неотвратимо и справедливо.

3:40-42 Испытаем… упорствовали. Призыв к покаянию.

3:42 Ты не пощадил. Признание справедливости Божиего отказа в прощении.

3:43-45 Ты покрыл… среди народов. Пророк вспоминает о прямо противоположных действиях Бога при исходе, когда, разгневанный на врагов Израиля, Он поразил их. Тогда облако было знаком благоволения, и Бог ценил Израиль более всех других народов.

3:48 Потоки вод. Между судьбой народа и участью пророка очевидна неразрывная связь.

3:49 Око мое изливается. Выражение неизбывной скорби (ср. Пс. 6,7; 41,4; Иер. 9,18).

3:52 враги мои, без всякой причины. Ср. Пс. 34,19; Ин. 15,25.

3:53 в яму. Ср. Пс. 27,1; 87,7. Здесь также возникают ассоциации с событиями из жизни Иеремии (ср. Иер. 38,6).

3:55 Я призывал… из ямы глубокой. См. Пс. 29,2; Иона 2,2-7. Это предвосхищает страдания Христа как праведного Слуги Господня.

3:56 Ты слышал голос мой. Пророк изливает свое плачущее сердце перед Богом милосердия и уверяется в том, что Господь услышал его молитву (ср. Пс. 6,9-11).

3:57 не бойся! Ср. Ис.41,10; Мк. 6,50.

3:58-66 В этом разделе раскрывается тема безвинного искупительного страдания.

3:58-59 дело души моей; искуплял жизнь мою… дело мое. См. Иер. 50,34. Враг Иеремии были его единоплеменниками, и пророк взывает к Господу о воздаянии «по делам рук их».

3:61-66 Ты слышишь, Господи… из поднебесной. Освобождение Иеремии из рук врагов, которые и сами происходят из племени Иудина, становится символом спасения самой Иудеи.