18 глава

18:1-32 Вавилонское пленение не только наказание за грехи одного поколения. Напротив, непокорство Израиля продолжалось при жизни многих поколений, «с того дня, как вышли отцы их из Египта, и до сего дня» (4 Цар. 21,15), пока, наконец, не начался над ним суд. Накопившаяся общая вина народа привела к разрушению Иерусалима. В ответ уведенные в плен стали сомневаться в правосудии Божием. Но Иезекииль настаивает на том, что Господь наказывает за грехи как предшествующих поколений, так и данного конкретного человека.

18:6 на горах жертвенного не ест. О трапезах идолопоклонников на высотах (6,13; 20,28; Исх. 32,5.6).

к своей жене во время очищения нечистот ее не приближается. Закон запрещает половые сношения с женщиной во время менструации (22,10; 36,17; Лев. 18,19).

18:7 должнику возвращает залог его. См. также ст. 12,16; Исх. 22,26; Ам. 2,8. На обломке исписанной глиняной таблички, найденной в Иавне-яме и восходящей в концу VII в. до Р.Х., полевой батрак подает жалобу деревенскому чиновнику на своего работодателя за то, что тот взял в залог его одежду и теперь не возвращает.

18:8 лихвы не берет. См. ст. 13 и 17; Исх. 22,25; Лев. 25,35-37; Втор. 23,19.20.

18:14 сын, который, видя все грехи отца своего… не делает подобного. Праведный сын не должен отвечать за грехи нечестивого отца (см. ком. к ст. 10; Втор. 24,16; 4 Цар. 14,6).

18:24 праведник, если отступит от правды своей. Бог не только прибежище во времена печали. Его нельзя считать лишь Спасителем, одновременно не признавая Господом.

18:30-32 Предостерегая от совершения беззаконий и неизбежности наказания, Господь не желает смерти грешника (2 Пет. 3,9). Покаяние – это путь к жизни (59,20; Иер. 18,8; Мф. 3,2.8; 4,17; Деян. 3,19; 2 Кор. 7,10).

18:31 сотворите в себе новое сердце и новый дух. Новое сердце и новый дух – это дар Божий (36,26), а не человека (ср. Еф. 2,8.9). Вот почему пророк призывает к покаянию.