Введение

Автор

Нам мало что известно об обстоятельствах жизни пророка Осии, сына Беериина (1,1), и о том, чему он обучался. Но познания Осии в географии (4,15; 5,1-8; 6,8.9; 9,15; 10,5; 12,11) и истории Северного царства – Израиля (5,13; 7,7-11; 8,4.9-14) наводят на мысль, что он был уроженцем Израиля.

Время и обстоятельства написания

Книга, названная именем Осии, возникла в результате его пророческого служения, которое пришлось на критический период истории Северного царства, ознаменовавшийся застоем и упадком в религиозной жизни. Служение пророка началось около 750 г. до Р.Х. и закончилось за несколько лет до падения Самарии в 722 г. до Р.Х. Проповеди Осии были посвящены в первую очередь тому, что Израиль нарушил свои заветные обязательства перед Богом, хотя в них звучат и более позитивные ноты, а именно, когда Осия возвещает о сущности любви Божией. В последние годы существования Северного царства экономическое процветание и политическая стабильность, которые пришлись на период царствования Иеровоама II (около 793-753 гг. до Р.Х.), сменились политическим и социальным хаосом и религиозным упадком во времена шести царей, правивших в течение двадцати пяти лет (4 Цар. 15,8 – 17,41). Четверо из этих царей были убиты заговорщиками, узурпировавшими их власть (Захария, Селлум, Факия и Факей); один стал политическим узником (Осия, 4 Цар. 17,4), и только единственному из них наследовал его сын (Менаиму, 4 Цар. 15,23). В проповедях Осии говорится как об относительном спокойствии в царстве при Иеровоаме II (напр., Ос. 1,5.8-13), так и о наступившей затем дестабилизации во внутренней жизни страны (напр., 7,3-7; 13,10.11) и в отношениях с другими государствами (напр., 7,8-12; 12,1). В частности, в книге пророка Осии (5,8-10; возможно, 5,8 – 6,6) речь идет, по-видимому, о войне Сирии и Израиля против Иудеи (735-732 гг. до Р.Х.; 4 Цар. 15,27-30; 16,5-9; Ис. 7,1-9). Факей, царь израильский, заключивший союз с сирийским царем Рецином против расширявшегося владычества Ассирии, напал на Иудею, которая отказалась присоединиться к этому союзу. После этого Ассирия откликнулась на призыв Иудеи о помощи и не только атаковала столицу Сирии Дамаск, но также стала предпринимать систематические набеги на обширные территории на севере Израиля. Политические колебания Северного царства между Египтом и Ассирией, нашедшие отражение в тексте книги, привели к новому нападению ассирийцев, лишению свободы царя Осии, осаде Самарии и, в конечном счете, падению Северного царства. Пророк Осия предвидел такой конец и предрекал падение Самарии в 722 г. до Р.Х. (14,1).

Северное царство в этот последний период его истории переживало также и духовный упадок. Древняя вера Израиля, описывая которую Осия использует аналогии с материнской и отеческой любовью (2,14-23; 11,1-4), была осквернена привнесением в нее элементов ханаанского культа плодородия (связанного главным образом поклонением Ваалу, который, как считали, дарует дождь и плодородие), а также сексуальными ритуалами, включавшими культовую проституцию и пьяные оргии (4,10-13). В результате этого поклонение Господу и поклонение Ваалу (имя которого означает «господин», «хозяин») смешались между собой и даже стали неразличимы (2,5-13). Утрата веры проявлялась не только в распространившейся среди народа синкретической форме религии, которую иногда называют «ваализированной» формой поклонения Яхве, но также и в жизни самих религиозных вождей. Из-за своей коррумпированности, алчности и жестокосердия они не только пренебрегали обязанностью наставлять народ в истинной вере, но с терпимостью относились к появившимся синкретическим верованиям и даже в некоторых случаях их поддерживали (4,4-9.13; 5,1; 6,9).

Трудности истолкования

Вопрос о том, как следует толковать события личной жизни Осии, которые целиком связаны с его пророческим служением, долгое время был камнем преткновения для изучавших его книгу. Следует ли понимать подробности семейной жизни Осии, приводимые в гл. 1 и 3, буквально? Пытаясь преодолеть моральное противоречие относительно того, как Святой Бог мог повелеть Осии жениться на блуднице, некоторые толкователи в течение столетий трактовали обстоятельства супружеской жизни Осии в аллегорическом смысле. Другие, утверждавшие, что слова в 1,2 следует понимать в смысле предсказания – как относящиеся к будущему, – заключали, что Гомерь стала блудницей только после рождения ее первого ребенка. Третьи, отстаивавшие версию о несколько видоизмененном, а не буквальном прочтении, утверждали, что Гомерь была не обычной проституткой, но, скорее, женщиной, занимавшейся культовой проституцией, связанной с Вааловым культом плодородия. При буквальном прочтении аналогия между отношениями Осии со своей неверной женой и отношениями Господа с Израилем очевидна.

Возникают вопросы и относительно детей Осии. Их имена, подобно имени ребенка, рожденного от Исаии и пророчицы (Ис. 8,1-4), должны были иметь символическое значение (ср. Ис. 7,3; Иез. 23). Имена, данные детям Осии (Изреель, Лорухама, Лоамми; 1,4 и ком.; 1,6 и ком.; 1,9 и ком.), изначально имели двойственный смысл: в них отражалось не только пророчество Осии о нарастающем гневе Господа на неверный Израиль, но также весть о надежде, обновлении, любви и возрождении (2,21-23 и ком.).

Еще одна проблема истолкования – как соотнести между собой гл. 1, в которой от третьего лица рассказывается о женитьбе Осии на Гомери и последовавшем затем рождении троих детей, и гл. 3, в которой говорится о повелении Бога Осии полюбить прелюбодействующую женщину. Хотя эти две главы чаще всего рассматривались как составляющие хронологически последовательное повествование о супружеских отношениях Осии с Гомерью, некоторые комментаторы утверждали, что речь идет о двух разных женщинах и разных брачных союзах. Другие полагали, что эти две главы являются не последовательными, а скорее, параллельными между собой. Такие расхождения во взглядах обусловлены трудностями понимания еврейского текста и различными возможными вариантами его перевода.

Характерные особенности и темы

Книга пророка Осии рассказывает не о самом Осии, но о Боге и Его отношениях с Его народом завета – Израилем. Бог возвещает о Себе, что Он един и всемогущ (12,9; 13,4;). Поскольку Он един и свят (11,9), благоговение перед Ним является единственно верным способом отношения к Нему людей (3,5), и Он не потерпит никаких посягательств на Свое достоинство. Поскольку Он всемогущ, то все находится во власти Его: будь то плодородие (2,8) или исторические судьбы Израиля (5,14.15) и других народов (10,10).

Тематика Книги пророка Осии многообразна. Эти темы и сегодня сохраняют свое вероучительное значение для всех христиан (напр., 14,9 и ком.). Тема супружеской неверности и неверности завету, которую символизируют отношения Осии с его неразборчивой в связях женой и его детьми, является доминирующей (напр., 2,2-5; 3,3; 4,10-19; 5,3-7; 6,10; 8,9; 9,1). С нею тесно связана тема покаяния. Осия призывает неверный народ Израиля обратиться к Господу, Которым он пренебрег, чтобы восстановить Ним связь, существовавшую изначально (2,7.14.19.20). Обетования возрождения в 1,11 и 2,23 уже исполняются в наше время и будут исполнены согласно новому завету, данному через Иисуса (Рим. 5,8; Еф. 2,4-10). Обличение пророком неверности Богу и призыв к покаянию служат обращению народа завета к Богу и восстановлению между ним и Господом отношений любви.

Другая важная тема книги посвящена раскрытию понятия богопознания (2,8.20; 4,1.6; 5,4; 6,3.6; 13,4), которое означает непосредственное внутреннее общение с Богом, преданность и покорность Ему. В книге содержится поучение о том, что истинное познание Бога не сводится к умственному знанию, но включает в себя глубоко личное переживание, что характерно для супружества и семейной жизни. Этот духовный опыт проявляется в поклонении Богу, в образе жизни человека и его полной преданности Господу завета. Осия также предостерегает от заблуждения, в которое впадают ведомые грехом люди, когда думают, что знают и понимают Бога, в то время как в действительности они от Него очень далеки (8,2).

Тема религиозного синкретизма также проходит через всю книгу (2,2-13; 4,10-19; 5,4-6; 9,1-16). Вновь и вновь Осия обличает израильтян за их греховное стремление соединить почитание Господа завета с ханаанской религией, в которой обожествлялось сексуальное начало и торжествовало натуралистическое язычество. Помня о невозможности такого соединения, церковь должна хранить верность Богу в современном обществе, в котором нередко поощряется компромисс и принятие принципов и верований, несовместимых с библейской доктриной.

Содержание

I. Урок семейной жизни Осии (1,1 – 3,5)

А. Жена и дети Осии: притча об осуждении (1,2 – 2,1)Б. Неверность и наказание: примирение и восстановление (2,2-23)В. Возвращение любви (3,1-5)

II. Пророчество Осии (4,1 – 14,10)

А. Обвинение в нежелании признавать Бога (4,1 – 6,3)

1. Господь обвиняет Израиль (4,1-19)2. Обвинение против священников и народа (5,1-15)3. Призыв к покаянию (6,1-3)

Б. Обвинение в нарушении Божиего завета (6,4 – 11,11)

1. Упреки Израилю за нечестие (6,4 – 7,16)2. Сеющие ветер пожинают бурю (8,1-14)3. Дни наказания (9,1-9)4. Ваалфегор и Галгал (9,10-17)5. Вина и наказание (10,1-8)6. Праведность не посеяна – несправедливость пожата (10,9-15)7. Любовь Божия к Израилю (11,1-11)

В. Обвинение в неверности Господу (11,12 – 14,10)

1. Израиль, обманувший Бога (11,12 – 12,14)2. Наказание Израиля и милосердие Бога (13,1 – 14,1)3. Призыв к возвращению к Богу и обетование обновления (14,2-10)