2 глава

2:1-17 Иоиль призывает всех жителей страны (ст. 1) приготовиться к скорому и неминуемому нашествию армии Божественного Воителя. Если у народа будет сокрушенное сердце, Господь может сжалиться над ним и «оставит… благословение» (ст. 14).

2:1 Трубите трубою. Музыкальный инструмент из бараньего рога. Его звук означал сигнал тревоги, в данном случае – наступление дня Господня.

трепещут. Все вострепещут, когда раздастся зов трубы (Ам. 3,6; Соф. 1,14-16).

на Сионе… на святой горе Моей. Т.е. в Иерусалиме.

2:2 день тьмы и мрака, день облачный и туманный. Наступление дня Господня (ср. Соф. 1,15; Ам. 5,18.20) описывается в выражениях, схожих с теми, которые употреблялись при описании явлений Господа в прошлом (Втор. 4,11; 5,22.23; Пс. 96,2).

распространяется по горам народ многочисленный и сильный. Воинство Господне, пришедшее покарать Израиль, уподобляется полчищам саранчи (ср. 1,6) и несметной армии завоевателей (ст. 4-11).

2:3 опустошенная степь. Противопоставление земли, подобной саду Едемскому, и опустошенной степи (Быт. 13,10; Ис. 51,3; Иез. 28,13-19; 31,8.9.16-18; 36,35) создает картину тех разрушений, которые принесет с собой неминуемое нашествие.

2:5 Воинство завоевателей вновь сравнивается с нашествием саранчи (ср. Откр. 9,1-11). Как и в описании пришествия Господа в Мих. 1,3.4, употребляемый здесь язык символичен.

2:7-9 Воины эти прекрасно обучены, дисциплинированы, неуязвимы и безжалостны, им сопутствует успех и «город» становится их добычей (ср. Исх. 10,6).

2:10 земля, … небо; солнце и луна.., звезды. Пришествие Господа потрясет вселенную и превратит ее в хаос. Весь космос должен содрогнуться (ст. 31; Иер. 4,23-26; Иез. 32,7.8; Наум 1,5; Авв. 3,6.10).

2:11 пред воинством Своим. Т.е. воинство Самого Господа, исполняющее Его повеления. День Господень велик (2,31; Соф. 1,14) и страшен (Мал. 4,5).

2:12 Но и ныне… обратитесь. Сам Господь указует путь, как можно избежать Суда: обращение к Нему всем сердцем и полное раскаяние.

в посте, плаче и рыдании. Внешние проявления покаяния (Иона 3,5-9; Езд. 10,1-6; Есф. 4,3).

2:13 Раздирайте сердца… а не одежды. См. статью «Законничество».

Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии. Призыв к раскаянию подкрепляется своего рода вероисповедальной формулой о том, каков Господь по Своей природе. Восходит это выражение к Исх. 34,6.7 и неоднократно повторяется в ВЗ (напр., Чис. 14,18; Пс. 85,15; 102,8; 144,8; Неем. 9,17; Иона 4,2).

2:14 Кто знает, не сжалится ли Он. Все сказанное о Боге в ст. 13 нисколько не ограничивает Его свободы и самовластия (ср. Исх. 33,19; 2 Цар. 12,22; Плач 3,29; Иона 3,9; Соф. 2,3).

2:15-16 Наставления о том, как должно совершаться обращение к Господу: назначить пост и устроить собрание (ст. 15), на которое должен явиться весь народ, включая старцев, отроков и грудных младенцев, и тех, кто после свадебного обряда вошел в брачные чертоги (ст. 16).

2:17 Пророк снова обращается к священникам, призывая их плачем и молитвами взывать к Господу о пощаде.

Между притвором и жертвенником. Здесь в храме находилось место, где священники возносили молитвы за народ (3 Цар. 8,22; Иез. 8,16).

2:18 – 3,21 Господь, Бог Завета, дает обетование об обновлении и возрождении страны и народа Своего, поскольку описанные в 1,2 – 2,17 скорби и напасти привели людей к покаянию. Искупительное обновление народа Божия по прошествии некоторого времени увенчается окончательным сокрушением врагов Иудеи и превознесением Сиона.

2:18-27 Покаяние приведет к тому, что земля снова станет плодоносной.

2:18 Обетование о грядущем возрождении.

2:19 Господь ответит на молитвы народа Своего.

2:20 И пришедшего от севера удалю от вас. Вероятно, здесь говорится о нашествии иноземных завоевателей, исполняющих роль многочисленного и могучего воинства Господа. В отличие от саранчи, которая, как правило, появлялась с востока или с юга, нашествия иноплеменников часто происходили с севера. Ср. Иер. 1,14.15; 4,6; 6,1.22; Иез. 38,6.15; 39,2.

2:21-24 Господь устами пророка обещает благосостояние и изобилие всему живому на земле.

2:25 См. ком. к 1,4.

2:26 Дарованные Господом изобилие и безопасность подвигнут народ Его к славословию (ср. Втор. 8,10).

2:27 Все эти события, ставшие знамениями благоволения Божия, еще раз напомнят народу о том, что Господь пребывает с Израилем, что Он – Бог завета, и нет иных богов.

2:28-32 Иоиль пророчествует о необычайном излиянии Духа Божия, которое произойдет перед наступлением дня Господня.

2:28-29 Моисей когда-то молитвенно возжелал, чтобы Господь даровал всему народу Завета способность быть пророками (Чис. 11,29); Иоиль же предсказывает, что это исполнится в славном будущем Израиля. Петр провозглашает, что исполнение этого пророческого прозрения совершилось в день Пятидесятницы при сошествии Духа Святого (Деян. 2,16-21), давшего возможность уверовавшим нести свидетельство об Иисусе Христе (Деян. 1,8).

2:28 И будет после того. Свои последующие предсказания пророк Иоиль относит к более позднему времени.

излию. Обещание нисшествия Духа Святого (Иез. 39,29; Зах. 12,10), Которого могут сподобиться все верующие (Чис. 11,29).

будут пророчествовать… сниться сны… видеть видения. См. Чис. 12,6; Иер. 31,31-34; Иез. 36,26-29.

2:30-31 Указание на космический характер событий, которые послужат предзнаменованием великого и страшного дня Господня. См. также Ис. 13,10; Иез. 32,7.8; Ам. 8,9; Соф. 1,14-17.

2:32 всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Ср. 3 Цар. 18,24; Пс. 104,1; Ис. 12,4; Иер. 10,25; Зах. 13,9.

будет спасение… и у остальных, которых призовет Господь. Имеются в виду те, кто откликнулся на зов Господа с верою.