Введение

Автор

Автор послания именует себя Иаковом. Хотя в новозаветной церкви известно несколько человек с таким именем, нет практически никаких сомнений в том, что автором этого произведения был Иаков, брат Иисуса. Самый тон и манера обращения к читателям говорят о том, что автор занимал весьма авторитетное место в церкви, а это недвусмысленно указывает на Иакова, брата Господня. Иаков, бывший руководителем Иерусалимской общины и председательствовавший на апостольском соборе в Иерусалиме (Деян. гл. 15), в Гал. 1,19 именуется «братом Господним». Он считался одним из столпов церкви вместе с Петром и Иоанном (Гал. 2,9). В Евангелиях Иаков упоминается среди братьев Иисуса (Мф. 13,55; Мк. 6,3). Как и другие братья, он не веровал в Него в начале Его земного служения (Ин. 7,5). Обращение Иакова совершилось после того, как он стал очевидцем воскресения (1 Кор. 15,7). Один из древних историков церкви, Егезипп, называет его «Иаковом Праведным», говоря о его высочайшем благочестии, ревности к исполнению Закона Божия и прилежании в молитве. Рассказывали, что колени Иакова из-за его усердия к коленопреклоненным молитвам своими мозолями стали напоминать колени верблюда. Согласно Иосифу Флавию, мученическая кончина Иакова произошла в 62 г. по Р.Х. Церковный историк Евсевий Кесарийский пишет, что он был сброшен с парапета храма и забит до смерти. Егезипп также сообщает, что он был низвержен с крыши храма.

Время и обстоятельства написания

Послание написано между 44 г. по Р.Х., когда началось гонение от иудеев сначала в Иерусалиме, затем и в диаспоре (Деян., гл. 12), и 62 г. по Р.Х. Поскольку нет никаких упоминаний о спорах, ставших причиной созыва апостольского собора в Иерусалиме, вероятнее всего предположить, что послание Иакова было написано до 49 г. Возможно, что оно – самая ранняя из новозаветных книг.

Характерные особенности и темы

Послание Иакова относили к различным литературным жанрам. Некоторые исследователи считали его посланием, другие – поучением, которое надлежит прочитывать в церкви. Эти определения не являются взаимоисключающими, и элементы каждого из этих жанров, несомненно, присутствуют в Послании Иакова.

В послании чувствуется дух иудаизма и часто встречаются ссылки на ВЗ, используются афоризмы, а некоторые изречения расположены так, что это напоминает стиль Иисуса. Посланию свойственна весьма стройная христология, большое внимание уделяется основанному на вере долготерпению, и особенно подробно автор останавливается на теме взаимосвязи веры и проистекающих из нее дел (2,14-26).

Содержание

I. Стойкость в вере (1,1-27)

А. Приветствие (1,1)Б. Искушения (1,2-11)В. Испытания веры (1,12-18)Г. Повиновение слову Божию (1,19-27)

II. Вера (2,1-26)

А. Вера и закон (2,1-13)Б. Вера и дела (2,14-26)

III. Язык (3,1-12)

IV. Небесная и земная мудрость (3,13-18)

V. Повиновение воле Божией (4,1-17)

А. Источник раздоров – злые вожделения (4,1-6)Б. Приближение к Богу (4,7-10)В. О злословии (4,11.12)Г. Покорность провидению Божию (4,13-17)

VI. Долготерпение (5,1-20)

А. Суд над богатыми (5,1-6)Б. Учение о долготерпении и примеры (5,7-11)В. Клятвы и обеты (5,12)Г. Сила молитвы (5,13-18)Д. Помощь согрешающим братьям (5,19.20)