Введение

Автор

Автор послания именует себя «Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова» (ст. 1). Имя Иуда в I в. было весьма распространено среди иудеев, и в НЗ упоминается по крайней мере восемь человек с этим именем, причем двое из них были учениками Иисуса (Лк. 6,16), поэтому определить автора данного послания только на основании имени невозможно.

Прояснить этот вопрос, по-видимому, могут слова Иуды о том, что он «брат Иакова» (ст. 1). Иаков был одним из руководителей Иерусалимской церкви (Деян. 12,17; 15,13), автором послания, носящего его имя (Иак. 1,1), братом Иисуса (Гал. 1,19). Если относительно Иакова все верно, то автором настоящего послания является Иуда, тоже брат Иисуса (Мф. 13,55; Мк. 6,3), который вместе с другими братьями не веровал в Него как в Мессию до Его воскресения (Мк. 3,21.31; Ин. 7,5; Деян. 1,14).

Единственным вероятным упоминанием о его апостольском служении может быть 1 Кор. 9,5, где говорится о том, что некоторые из апостолов и братья Господни не разлучались со своими женами во время миссионерских странствований. Наиболее приемлемым объяснением того, что Иуда не говорит о своем родстве с Иисусом, является его глубокое смирение (ст. 1, ср. ком. к Иак. 1,1).

Большинство возражений относительно авторства апостола Иуды связано с проблемой датировки (см. Время и обстоятельства написания). Некоторые толкователи указывали на то, что греческий язык послания значительно превосходит возможности человека, который вырос и получил образование в Галилее. Но об Иуде известно слишком мало, чтобы делать какие-либо выводы о том, какой степени он владел письменным греческим языком. Итак, нет практически никаких оснований сомневаться, что автором послания был Иуда, брат Господень.

Несмотря на краткость, Послание Иуды в древней церкви имело весьма широкое хождение в силу своего очевидного вероучительного достоинства. Сомнения в каноническом достоинстве послания возникали прежде всего из-за того, что в нем цитируются апокрифические произведения (ст. 9,14,15 и ком.). Кроме возможных ссылок на Послание Иуды в писаниях так называемых «мужей апостольских» (напр., у Климента Римского в «Пастыре Ермы» и «Послании Варнавы», которые датируются ранее 150 г. по Р.Х.), Послание Иуды упоминается в каноне Муратори (ок. 200 г.) и принималось за подлинное Климентом Александрийским (примерно 150 – 215 гг.), Тертуллианом (примерно 160 – 225 гг.), Оригеном (примерно 185 – 253 гг.) и Афанасием Александрийским (примерно 296 – 373 гг.).

Время и обстоятельства написания

Единственным основанием для датировки послания являются вероятные годы жизни Иуды и упоминание о ересях, с которыми он боролся. Если он был младшим братом Иакова и Иосии (см. Мф. 13,55; Мк. 6,3), то нет поводе сомневаться, что он вполне мог дожить до последней четверти I в. Согласившись с большинством исследователей том, что Послание Иуды использовалось при написании Второго послания Петра, можно сделать вывод, что оно было написано до 65-67 гг. по Р.Х.

Некоторые исследователи склонны относить послание ко II в., исходя из того, что автор полемизирует с учением гностицизма. Но хотя те лжеучения, с которыми спорит Иуда, вполне могли содержать в себе зародыши гностицизма, их нельзя отождествить с полностью развившимися гностическими ересями, появившимися во II в.

Нет веских оснований для определения места написания Послания Иуды. Равным образом, ничто не говорит о том, к кому было обращено это послание. Хотя некоторые толкователи полагают, что частое обращение к ВЗ и иудейской апокрифической литературе можно считать свидетельством того, что автор имел в виду читателей из иудео-христиан, наличие подобных обращений в послании говорит, скорее, о происхождении автора. Не исключено, что Иуда надеялся, что его послание будет прочитано в нескольких церквах, о положении дел в которых ему стало известно в результате его странствований (ср. 1 Кор. 9,5).

Характерные особенности и темы

1. Иудео-христианский характер послания. Это послание отражает положение дел в среде иудео-христиан в I в. Свидетельством иудейского происхождения автора являются многочисленные ссылки на ВЗ (хотя нигде нет прямого цитирования), хорошее знание апокрифических преданий иудаизма и озабоченность проблемами нравственности.

2. Обличение лжеучителей. Иуде пришлось встретиться с той же опасностью, которая беспокоила автора Второго послания Петра, – появлением лжеучителей, использовавших христианскую свободу и благодать Божию для оправдания безнравственного поведения (ст. 4; ср. 2 Пет. 2,1-3; 3,16). Большая часть послания (ст. 4-19) посвящена суровому обличению лжеучителей с целью предостеречь читателей о серьезности исходящей от этих людей опасности. Впрочем, Иуда не ограничивается одними только обличениями. Он увещевает возрастать в познании истины Христовой («устрояя себя на святейшей вере вашей», ст. 20), быть непоколебимыми свидетелями этой истины («подвизаться за веру», ст. 3) и помочь тем, чья вера поколебалась (ст. 22,23).

Трудности истолкования

Относительно взаимоотношения Послания Иуды и Второго послания Петра см. Второе послание Петра. Введение: Трудности истолкования.

Использование небиблейских и апокрифических материалов было главным препятствием для принятия этого послания в канон НЗ. Но в то время апокрифическая литература имела широкое распространение, и поэтому вполне понятно желание новозаветных авторов донести до своих читателей благовестие, используя общедоступный язык и систему образов. Ср. 2 Тим. 3,8; Деян. 17,28; 1 Кор. 15,33; Тит. 1,12.

Содержание

I. Приветствие (1,1.2)

II. Цель написания послания (1,3.4)

III. Обличение лжеучителей (1,5-19)

А. Три примера Божественного суда над нечестивыми (1,5-7)Б. Участь лжеучителей (1,8-10)В. Три примера Божиего суда над теми, кто вовлекает других людей в грех (1,11)Г. Аналогия с лжеучителями (1,12.13)Д. Пророчество Еноха о суде Божием над нечестивыми (1,14.15)Е. Аналогия с лжеучителями (1,16)Ж. Напоминание об апостольских предсказаниях о «ругателях» (1,17.18)З. Характеристика лжеучителей (1,19)

IV. Увещания, обращенные к верующим (1,20-23)

V. Заключительное славословие (1,24.25)