Введение

Автор

Из первых же слов ст. 1, а также из автобиографических сведений, сообщаемых в гл. 1,15 и 16, видно, что Послание к римлянам было написано апостолом Павлом. Уже во II в. по Р.Х. на него ссылались, считая его произведением Павла. Отдельные возражения против его подлинности никогда не были убедительными.

Время и обстоятельства написания

Павел написал Послание к римлянам незадолго до прибытия в Иерусалим с дарами от христианских общин из бывших язычников (15,25; Деян. 24,17). В самом послании содержатся указания на то, что в это время он находился в Коринфе: упоминается Фива, член общины коринфского порта Кенхрея (16,1.2) Гаий, у которого жил апостол (1 Кор. 1,14), и Ераст (Деян. 19,22; 2 Тим. 4,20). Вероятно, оно был написано в те три месяца, проведенные в Греции, о которых говорится в Деян. 20,2.3. Точную дату назвать невозможно, однако известно, что Галлион (перед кем Павел предстал, согласно Деян. 18,12) был проконсулом в Ахаии в 52 г. по Р.Х.; на эту должность обычно назначали сроком на один год. Павел пробыл в Коринфе «довольно дней» (Деян. 18,18), вероятно, с 51-го по 53 гг. по Р.Х. Затем, после посещения Ефеса, он отправился в Кесарию, далее, вероятно, в Иерусалим и Антиохию (Деян. 18,22). Потом он возвратился в Ефес через Галатию и Фригию и пробыл там около трех лет (Деян. 19,8.10), пока не решил отправиться в Иерусалим через Македонию и Ахаию (Деян. 19,21). Следовательно, Послание к римлянам было написано не ранее конца 54 г. по Р.Х.; однако более поздняя датировка оставляет больше простора многообразной деятельности Павла, так что послание, вероятно, следует отнести к периоду от конца 55 г. до первых месяцев 57 г. по Р.Х.

Утверждения, что вера римских христиан широко известна (1,8) и что Павел неоднократно намеревался посетить их (1,13), позволяют полагать, что христианство существовало в столице империи уже много лет. Это подтверждает и сообщение римского историка Светония о том, что император Клавдий в 49 г. по Р.Х. удалил из Рима евреев за беспорядки, произошедшие «по подстрекательству Хреста» (явное указание на Христа). В день Пятидесятницы среди присутствующих были и прибывшие из Рима (Деян. 2,10.11); возможно, они-то первые и принесли в свой город благую весть. Стратегически важное положение Рима и тот факт, что там проживало большое число евреев, должны были привлечь туда проповедь Евангелия. Вопреки преданию, восходящему к Иринею Лионскому, Римская церковная община не была основана ни Петром, ни Павлом. Из послания (1,8-13) очевидно, что Павел никогда прежде не посещал эту церковь, а отсутствие ссылок на Петра или других апостолов указывает, что они (апостолы) не несли непосредственного служения в Римской церкви.

Членами христианских общин в Риме были выходцы как из иудейской, так и из языческой среды. Послание (1,13) явно указывает на преобладание там язычников; этим же, вероятно, вызваны предостережения от превозношения, обращенные к христианам из язычников (11,13-24). Возможно, на этой же почве возник конфликт между «немощными» и «сильными» (14,1 – 15,13). Возможно даже, что сам факт многочисленности «домашних церквей» отражает именно эти разделения (ср. 16,4.14.15).

Павел написал Послание к римлянам в поворотный момент своего служения. Он считал, что завершил свою миссию в восточных областях Средиземноморья (15,17-23) и что настало время двинуться на запад и евангелизировать Испанию (15,24). По дороге туда он и надеялся посетить римских христиан, исполнив таким образом свое давнее намерение, а возможно, и рассчитывая на их поддержку (15,24).

В свете всего сказанного ясно, что Павлу необходим было подтвердить полномочность своего апостольства («мое благовествование», 2,16 и 14,24), чтобы римляне признали подлинность его служения. Возможно также, что Павел считал необходимым защитить свою проповедь от лживых наветов злословивших его людей (3,8).

В служении Павла наступил особо важный момент и в смысле понимания им своего призвания трудиться над тем, чтобы христианская церковь объединила иудеев и язычников в одном теле Христовом. Это ясно видно из того, какое значение он придает пожертвованиям от язычников в пользу Иерусалимской общины; это подтверждает неоднократно возникающая в послании тема единства иудеев и язычников – во грехе через Адама, во Христе – по благодати. И те и другие согрешили и нуждаются в спасающем оправдании, проповедуемом Евангелием; и те и другие могут принять его, поскольку оно дается благодатью через веру. В далеко идущем воздействии этого спасающего оправдания на историю – ключ к пониманию конечной цели Бога в отношении тех и других; это спасающее оправдание должно выражаться в жизни иудеев и язычников – жизни личной, общинной, общественной, в жизни нового народа Божия как тела Христова.

Характерные особенности и темы

Послание к римлянам – наиболее полное, возвышенное и исчерпывающее изложение благовестия Павла. Содержащееся в нем сжатое изложение глубочайших истин подобно сжатой пружине: они охватывают ум и сердце, заполняют мысли и определяют всю жизнь человека. Иоанн Златоуст, величайший проповедник IV в. по Р.Х., каждую неделю слушал чтение этого послания. Августин, Лютер и Уэсли (Веслей) – три личности, чей вклад в христианское наследие чрезвычайно велик, – утвердились в вере под влиянием Послания к римлянам.

Все реформаторы рассматривали Послание к римлянам как Богом данный ключ к пониманию всего Священного Писания, поскольку в нем Павел сводит вместе все наиболее значительные темы Библии: грех, закон, суд, предназначение человека, веру, дела, благодать, оправдание, освящение, избранничество, домостроительство спасения, дело Христа и действие Святого Духа, христианское упование, природу и жизнь церкви, место иудеев и неиудеев в плане Божием, философию церковной и мировой истории, значение и содержание ВЗ, обязанности христианского звания и принципы личного благочестия и нравственности.

Содержание

I. Приветствие и личное представление Павла (1,1-15)

II. Праведность Божия для иудеев и для язычников (1,16.17)

III. Греховность всего человечества (1,18 – 3,20)

А. Греховность язычников (1,18-32)Б. Греховность иудеев (2,1 – 3,8)В. Всеобщая греховность (3,9-20)

IV. Праведность Божия для оправдания (3,21 – 5,21)

А. Она даруется Христом через веру (3,21-31)Б. Ее доказывает пример Авраама (гл. 4)В. В ней залог благодатных даров праведнику (5,1-11)Г. Она коренится в послушании Христа – нового Адама (5,12-21)

V. Благодать воцаряется посредством праведности Божией (6,1 – 8,39)

А. Власть греха сломлена, и его влияние ограничено (гл. 6)Б. Верующие мертвы для осуждения законом, хотя еще не стали безгрешными (гл. 7)В. Живущие Духом доказывают победу над плотью (гл. 8)

VI. Бог являет Свою праведность в иудеях и язычниках (9,1 – 11,36)

А. Праведность Божия утверждается в истории (гл. 9)Б. Праведность Божия даруется только в ответ на веру (гл. 10)В. Праведность Божия открывается в иудеях и язычниках (гл. 11)

VII. Праведность Божия проявляется и выражается в жизни Его народа (12,1 – 15,13)

А. В ответ на освящение (12,1.2)Б. В служении телу Христову (12,3-21)В. В реалиях политической и общественной жизни (гл. 13)Г. В единстве немощных и сильных (14,1 – 15,3)

VIII. Намерения Павла и заключительные приветствия (15,14 – 16,27)

А. Понимание Павлом своей задачи в служении (15,14-22)Б. Намерение Павла посетить Рим (15,23-33)В. Приветствия Павла римским христианам (16,1-16)Г. Предостережения против врагов и уверенность в их поражении (16,17-20)Д. Приветствие сотрудников Павла (16,21-24)Е. Заключительное славословие Богу (16,25-27)