Введение

Автор

Послание к колоссянам было написано апостолом Павлом (1,1; 4,18). Сомнения некоторых современных ученых относительно его авторства беспочвенны. По языку и стилю Послание к колоссянам соответствует другим посланиям Павла, а некоторые отличия в словоупотреблении (напр., слова «полнота», «тайна», «начальства», «смиренномудрие», отсутствующие в других посланиях) проистекают главным образом от использования автором языка его противников с целью их опровержения.

Отсутствие в послании как свидетельств об иерархическом устройстве церкви, так и упоминаний об авторитетных лицах в Колосской общине убедительно указывает на период, когда Павел и его сподвижники сами несли служение в основанных ими церквах.

Время и обстоятельства написания

Некогда Колоссы, расположенные на реке Лик в юго-восточной части Малой Азии, был крупным и процветающим городом, важным стратегическим пунктом на торговом пути между Ефесом, располагавшимся в ста шестидесяти километрах к западу от Колосс, и Евфратом, примерно в семистах километрах восточнее. Однако во времена Римской империи Колоссы пришли в упадок вследствие роста двух соседних городов в долине Лика – Лаодикии, столицы округа, в шестнадцати километрах западнее, и Иераполя, знаменитого своими целебными источниками, примерно в двадцати километрах северо-западнее.

Павел никогда не посещал г. Колоссы (2,1). Церковь здесь была основана жителем этого города по имени Епафрас, очевидно, во время служения Павла в Ефесе (53-55 гг. по Р.Х.), откуда «все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе, как иудеи, так и еллины» (Деян. 19,10). Спустя пять – семь лет основатель Колосской церкви присоединился к заключенному в Риме Павлу (Деян. 28; Кол. 4,12.13), чтобы рассказать апостолу о странном учении, которое представляло опасность для духовного благополучия церкви в Колоссах, и пребывал с Павлом, вознося молитвы о церквах Ликийской долины.

Характерные особенности и темы

Христианам, к которым обращается Павел в этом послании, пришлось столкнуться с какой-то эллинизированной формой иудаизма. Сторонники этого учения полагали, что христиане все еще уязвимы со стороны различных духовных сил, которые надо умилостивлять через поклонение, воздержание от пищи и питья, а также посредством почитания определенных особых дней, предписываемых ветхозаветным обрядовым законом. Назначение послания – помочь христианам осознать, что для угождения Богу им нужен только Христос. Бог уже принял их в силу того, что они соединились со Христом в Его смерти и воскресении. Хотя стяжание совершенства и непорочности по-прежнему является их целью (1,22.23.28), они уже имеют «полноту во Христе», Который Сам есть Совершенство (2,10).

Трудности истолкования

В глубокой древности во Фригии – области в центральной части Малой Азии, где находились Колоссы, – возникло поклонение богине Кибеле, культ которой (возродившийся в римскую эпоху) требовал обрядового очищения бычьей кровью, переживания экстатических состояний и т.п. Таким образом, благовестие Павла в Колоссах происходило в период «реанимации» там древнего языческого культа.

Спустя несколько лет после благовествования в Колоссах о Христе Павел и Епафрас обнаружили, что фригийцам потребовалось нечто большее, чем распятый и воскресший Христос. Чрезвычайно трудно воссоздать то лжеучение, с которым пришлось иметь дело Павлу, поскольку послание представляет собой в гораздо меньшей степени критику заблуждений, нежели положительное утверждение мысли о достаточности Личности и дела Христа. Тем не менее, некоторые черты этого лжеучения все-таки можно охарактеризовать.

Оно претендовало на роль «философии», но таковой не являлось, поскольку предполагало не столько умозрительные построения, сколько оккультную практику, основанную на разного рода преданиях (2,8).

По-видимому, учение это было преимущественно иудаистского толка, на что указывает то значение, которое придавалось законническим установлениям, предписаниям относительно пищи, соблюдения субботы и новомесячий (2,16). Хотя обрезание тоже упомянуто (2,11), нет оснований относить его здесь к законническим требованиям.

Роль ангельских духов также представляет собой важный элемент рассматриваемого учения. Об этом свидетельствует особая акцентуация на превознесенности Христа над «начальствами и властями», а также на Его победе над ними (1,15.16.19; 2,10.15.18.19).

Выражение «стихии мира» также относится к ангельским существам. Согласно старому и весьма распространенному толкованию, Павел возражает против того «основного принципа», что жизнь с Богом достигается через «дела праведности». Однако подразумеваемая посланием борьба между Христом и духовными существами говорит о более трансцендентной и зловещей подоплеке. Греческое слово, которое иногда переводится как «принципы», означает буквально «элементы». В те времена этот термин в эллинистическом мире обозначал богов звезд и планет, а также физические «элементы» (землю, ветер, огонь, воду), которые мыслились имеющими влияние на судьбы людей.

Даже некоторые еврейские мыслители стали отождествлять ангелов с астральными силами, под покровительством которых якобы находятся небесные тела. Более того, в I в. по Р.Х. в среде иудаизма зародилось мистическое направление, основанное на спекулятивных толкованиях Ветхого Завета и некоторых апокрифических произведений. По-видимому, колоссяне и оказались под влиянием такого синкретического учения – отчасти иудейского, отчасти языческого.

Содержание

I. Введение (1,1-14)

А. Приветствие (1,1.2)Б. Благодарение за колоссян (1,3-8)В. Молитва за колоссян (1,9-14)

II. Восхваление Сына (1,15-23). Он есть:

А. Глава творения и космических сил (1,15-17)Б. Глава нового творения и примирения (1,18-20)В. Цель и осуществление примирения (1,21-23)

III. Цель служения Павла и его попечение о колоссянах (1,24 – 2,7)

IV. Достаточность («полнота») Христа (2,8-23)

А. Тщетность предания человеческого и «стихий мира» (2,8)Б. Полнота жизни в полноте Божией (2,9.10)В. Обрезание и крещение во Христе (2,11.12)Г. Новая жизнь и прощение во Христе (2,13,14)Д. Победа во Христе над враждебными духами (2,15)Е. Свобода от Закона и запретов (2,16-23)

V. Жизнь во Христе (3,1 – 4,6)

А. Совлечение ветхого человека и облечение в нового (3,1-17)

1. Основание для повиновения – единение со Христом в Его смерти и жизни (3,1-4)2. Умерщвление ветхого человека (3,5-9)3. Новая жизнь во Христе (3,10-14)4. Мир Божий, слово Христово и почитание Христа (3,15.16)

Б. Наставления о христианской жизни (3,17 – 4,6)

1. Об отношениях между «высшими» и «низшими» в обществе и в семье (3,18 – 4,1)2. О молитве (4,2-4)3. Об отношении к «внешним» (4,5.6)

VI. Заключительные приветствия (4,7-18)