1 глава

1:1 См. ком. к 1 Фес. 1,1.

1:4 во всех гонениях и скорбях. Из книги Деяний (17,5-9) известно об одном гонении, но переписка Павла с фессалоникийцами свидетельствует, что враждебность к христианам не утихла (1 Фес. 1,6; 2,14; 3,3).

1:5 чтобы вам удостоиться. Жизнь, достойная Бога (1 Фес. 2,12), призвания Божия (1,11; Еф. 4,1), Христа (Кол. 1,10), Евангелия (Флп. 1,27.28) или Царствия (1,5.11) – это жизнь терпеливого, радостного следования за Христом даже перед лицом смертельной вражды со стороны тех, кто противится вере. Такая жизнь – твердое свидетельство, что суд Божий праведен.

для которого и страдаете. Даже пользуясь правами гражданства в небесном Царстве (см. ком. к 1 Фес. 2,12), христиане все же страдают ради него (Деян. 14,22), ибо это Царство неизбежно сталкивается с противодействием дьявола.

1:8 не покоряющимся благовествованию. Благовестие – Евангелие – должно быть принято, в него надо верить, ему надо покоряться (1 Пет. 4,17). Оно содержит Божественные заповеди, требующие полностью покорить себя Богу посредством примирения с Ним во Иисусе Христе.

1:10 в день оный. Имеется в виду «день Господень» (1 Фес 5,2). Хотя нам не дано знать, сколько именно продлится этот особенный «день», можно сделать вывод, что Последний суд над нечестивыми тесно примыкает к приходу Христа за Его святыми.

1:11 звания. Т.е. «призвания». Это «призвание» следует рассматривать в связи с 1 Фес. 2,12, где призывающий – Бог; то, к чему мы призваны, – Божие Царство и слава (2,14).

1:12 Бога нашего и Господа Иисуса Христа. В греческом тексте нет артикля перед словом «Господа», поэтому перевод может быть таким: «Бога нашего и Господа, Иисуса Христа», а это определенно указывает, что слово «Бог» отнесено к Иисусу Христу. Против такого перевода говорит сравнительно редкое применение в НЗ слова «Бог» по отношению ко Христу (ср. Рим. 9,5; Тит. 2,13; 2 Пет. 1,1). Однако следует отметить, что в других местах своих посланий Павел обычно говорит о Христе и о Боге Отце в тесной связи (напр. 1,1.2; 2,16; 1 Фес. 1,1; 3,11) и явно считает, что Христос обладает всеми свойствами Божества.