37 глава

Г. Иосиф (37:1 – 50:26)

1. Иосиф продан в рабство (Гл. 37)

37:1-17 Слова «Вот житие Иакова» появляются как будто внезапно. Это объясняется тем, что история Иакова (гл. 25 – 35) прерывается родословной потомков Исава в главе 36, а затем продолжается с главы 37 до конца книги. Особое внимание при этом будет уделяться сыну Иакова Иосифу.

Иосиф – это один из самых замечательных прообразов (прототипов) Христа в Ветхом Завете, хотя в Библии нигде об этом не говорится. А. В. Пинк приводит 101 сходство между Иосифом и Христом, Ада Хаберсон насчитывает 121. Иосиф был, к примеру, любим отцом (ст. 3), упрекал братьев за их грехи (ст. 2). Братья ненавидели его и продали врагам (ст. 4, 26-28). Он был наказан несправедливо (гл. 39), был возвеличен и стал спасителем мира, потому что весь мир приходил к нему за хлебом (41:57). Будучи отвержен братьями, он взял себе невесту-язычницу (41:45).

Разноцветная одежда (или «долгополая одежда с длинными рукавами» по переводу Исправленного Стандартного Издания Библии) была знаком особой привязанности отца, что возбудило в сердцах его братьев зависть и ненависть. В первом сне Иосифа одиннадцать снопов поклонились двенадцатому. Это было пророчество о том, что наступит день, когда браться преклонятся перед Иосифом. Затем Иосифу приснилось, что ему кланяются солнце, луна и одиннадцать звезд. Солнце и луна означают Иакова и Лию (Рахиль к тому времени уже умерла), а одиннадцать звезд – братьев Иосифа (ст. 9-11).

37:18-28 Когда Иосиф был послан с поручением к братьям, те замыслили его убить, но затем прислушались к предложению Рувима и решили бросить его в пустой колодец возле Дофана. Затем они сели есть и увидели караван изма-ильтян, направлявшийся в Египет. Иуда предложил продать Иосифа, и братья согласились. В этом отрывке измаиль-тяне называются также мадианитянами (как и Книге Судей 8:22-24). Когда ма-диамские купцы проходили мимо, братья вытащили Иосифа из ямы и продали торговцам.

37:29-36 Рувима с ними не было, когда это происходило. Возвратившись, он пришел в ужас, потому что не знал, как объяснить отцу пропажу Иосифа. И тогда братья испачкали одежду Иосифа кровью козла, и отослали эту одежду отцу, проявив полное бездушие. Иаков решил, что Иосиф погиб. Однажды Иаков обманул своего отца, и при обмане тоже был использован козел, шкура которого помогла Иакову притвориться Исавом (27:16-23). Теперь Иаков сам был жестоко обманут, и при этом обмане опять используется все то же животное – козел. «Иаков вновь познал боль, которую причиняет обман». Мадиянитя-не, сами того не зная, были инструментами для исполнения воли Бога, привезя Иосифа в Египет и продав его в дом Потифара, придворного фараона. Это подтверждается и словами псалма: «И гнев человеческий обратится во славу Тебе; остаток же гнева Ты укротишь» (Пс. 75:11).