17 глава

В. Рефидим (Гл. 17)

17:1-7 В Рефидиме люди укоряли Моисея за недостаток воды. Господь повелел Моисею отправиться к Хориву (что в переводе значит «пустынное место») и ударить жезлом по скале. Моисей послушался, и из скалы потекла вода – прообраз Святого Духа, сошедшего в день Пятидесятницы, после смерти Христа на Голгофе. Масса («испытание» или «искушение») была местом, где люди искушали или испытывали Бога. А Ме-рива («укор» или «ссора») – это то место, где люди пререкались с Моисеем.

17:8-16 Здесь мы впервые знакомимся с Иисусом (имя в переводе означает «Иегова – спасение«), сыном Навиным. Он служит Моисею и сражается против амаликитян в Рефидиме. Пока Моисей воздевал руки, прося у Бога заступничества и полагаясь на Него, израильтяне одолевали врага. Но когда руки Моисея опускались от усталости, амаликитяне брали верх. Амалик, потомок Исава – это символ плотского начала – злой, развращенной человеческой природы Адама. Между плотью и Амаликом можно провести некоторые параллели. 1) Плоть проявляет себя после обращения и принятия Святого Духа, ведя с Ним войну. 2) Господь будет вести войну с плотью из рода в род. 3) Верующие окончательно освободятся от плоти только после смерти или Восхищения церкви. 4) Победить плоть можно двумя способами – молитвой и Словом Божьим.

Древнееврейский историк Иосиф Флавий сообщает, что Ор был мужем Мириам, сестры Моисея. Из последующих глав мы узнаем, что Ор остался с Аароном присматривать за народом, пока Моисей был на горе Синай (24:14).

Господь – знамя мое (Евр. YHWH Нисси) – одно из составных имен Иеговы.