20 глава

Б. Десять Заповедей (Гл. 20)

Господь Иисус разделил Десять Заповедей на две части: первая о любви к Богу, вторая – о любви к ближнему (Мф. 22:37-40). Некоторые считают, что любить Бога учат первые четыре заповеди. Другие добавляют к ним и пятую. Выражение «Господь Бог твой» встречается в первых пяти заповедях.

I.

20:1-3 Да не будет у тебя других богов. Запрещается поклонение множеству богов (политеизм) и поклонение любому другому богу, кроме Иеговы.

II.

20:4-6 Не делай себе никакого изображения. Запрещается не только поклоняться идолам, но и делать их. Это касается картин, изображений и статуй, используемых для поклонения. Но запрет распространяется не на все картины и статуи, так как в скинии были чеканные изображения херувимов. В другом месте Бог повелевает Моисею сделать медного змея (Числа 21: 8). Нет сомнения в том, что заповедь запрещает использовать картины и изображения именно божества.

«Бог ревнитель» – так говорит Библия о Господе. Бог способен ревновать, когда речь идет о поклонении и любви Его народа. Он наказывает детей за вину отцов до третьего и четвертого рода. Наказание может проявляться во врожденных дефектах, нищете, болезнях и короткой продолжительности жизни. Но Божья милость – до тысячи родов (поколений) любящим Его и соблюдающим Его заповеди.

III.

20:7 Запрещено произносить имя Господа напрасно. Это означает запрет на использование имени Бога для ложных клятв. Запрет распространяется также на сквернословие, богохульство, клятвы по мелочам, а также невыполнение данного ранее обещания, подкрепленного клятвой.

IV.

20:8-11 Помни день субботний. Впервые о дне субботнем упоминается в книге Бытия 2:1-3. В Книге Исход (16 глава) субботний день упоминается в связи со сбором манны. Теперь же израильтянам повелевается строго соблюдать день субботний. Это было прообразом того покоя, который теперь имеют верующие во Христе. Искупленное творение будет пребывать в этом покое после наступления Тысячелетнего Царства. Субботний день – это седьмой день недели, который длится от захода солнца в пятницу до захода солнца в субботу. Нигде в Новом Завете не говорится о том, что христиане должны соблюдать субботу.

V.

20:12 Почитай отца твоего и мать твою. Почитать в данном контексте означает слушаться. Этот стих учит нас, что те, кто послушны родителям, в целом обеспечивают себе длинную жизнь. И напротив, непослушание и грех часто приводят к преждевременной смерти. Это первая заповедь с обетованием (Еф. 6:2). Она учит уважать старших и вышестоящих.

VI.

20:13 Не убивай. Речь идет именно о предумышленном убийстве. Данная заповедь не имеет отношения к смертной казни и не распространяется на непредумышленное убийство. Бог учит нас уважать человеческую жизнь.

VII.

20:14 Не прелюбодействуй. Запрещая прелюбодеяние, Библия учит нас уважительно относиться к браку и предупреждает, что нельзя эксплуатировать тело другого человека. Заповедь может распространяться на все незаконные виды сексуального поведения.

VIII.

20:15 Не кради. Эта заповедь относится ко всем незаконным способам лишения человека его имущества. Она учит уважению к частной собственности. IX.

20:16 Не произноси ложного свидетельства. Эта заповедь запрещает говорить ложь, которая может повредить репутации человека, привести к его наказанию или даже казни. Заповедь учит уважать репутацию человека.

X.

20:17 Не желай чужого. Десятая заповедь переходит от поступков к мыслям и указывает на то, что желать чего-то, что Бог никогда не собирался нам дать, это грех. Апостол Павел свидетельствует о том, что эта заповедь привела его к глубочайшему осознанию своей греховности (Рим. 7:7).

20:18-21 После того, как были даны Десять Заповедей, люди ужаснулись от проявления Божьего присутствия. Они боялись, что умрут, если Бог будет говорить с ними напрямую, и поэтому Моисей стал их посредником.

20:20-26 Закон Моисея был дан для того, чтобы показать греховность народа. Но затем Господь, по милости Своей, повелел людям соорудить жертвенник, напоминая тем самым, что грешники не могут приблизиться к Богу без пролития крови. Жертвенник указывает на Христа, через Которого мы приходим к Богу. Человеку нечего добавить к совершенству Христа – все человеческие усилия, ступени развития и достижения не помогут. Длинные развевающиеся одежды священников, поднимающихся по ступеням, могли случайно распахнуться, что в такой торжественной ситуации было бы совершенно неприемлемо.