21 глава

В. Другие законы (Гл. 21 – 24)

1. Законы о рабах (21:1-11)

21:1-6 Помимо Десяти Заповедей Бог дал израильтянам много других законов, касающихся их поведения. Еврей мог оказаться в рабстве за долги, для возмещения убытков при краже, или если он рождался в семье рабов-евреев. Раб-еврей служил шесть лет, а на седьмой год его следовало отпустить на волю. Если он был женат еще до того, как стал рабом, жена освобождалась вместе с ним. Но если он женился уже в рабстве, жена и дети были собственностью хозяина. В этом случае у раба была возможность добровольно остаться у хозяина. Хозяин прокалывал его ухо шилом у дверного косяка. С этого момента раб носил «отметку» в ухе, что свидетельствовало о принадлежности дому хозяина. Здесь мы видим замечательный образ Христа, совершенного Слуги, Который возлюбил нас настолько, что вместо свободы выбрал Голгофский Крест. Помня о том, что сделал для нас Спаситель, мы с радостью должны стать Его покорными рабами. Как писал епископ Моул:

Мой Хозяин, подведи меня к двери, Ухо приготовленное вновь пронзи Узы Твои есть свобода, Ты позволь остаться мне В страдании, терпении, послушании Тебе.

21:7-11 Женщина-рабыня не освобождалась на седьмой год, если хозяин взял ее в жены или наложницы и был согласен исполнять свои обязанности. Если же он отказывался, женщину выкупали, но продавать ее язычникам не разрешалось. Если хозяин отдавал женщину в жены своему сыну, то должен был относиться к ней, как к невестке. Если хозяин брал себе другую жену, то он все равно обязан был обеспечивать рабыню и предоставлять ей все супружеские права. Последнее, вероятно, означало всего лишь возможность жить в доме. В противном случае рабыня освобождалась без выкупа. То, что Бог дал законы о рабстве, вовсе не значит, что Он его одобрял. Он только защищал гражданские права порабощенных.

2. Законы о компенсации за увечья (21:12-36)

21:12-14 В стихе 12 излагается основное правило: за убийство человека преступнику выносится смертный приговор. Исключение составляет непредумышленное убийство: если человек убит случайно, убийца мог укрыться у жертвенника, или позже – в городах-убежищах. В случае же преднамеренного убийства, жертвенник Божий не давал преступнику защиты.

21:15-17 Родителей закон защищает особым образом: ударивший отца или мать приговаривался к смерти. Смертная казнь выносилась также за похищение человека или бранные слова в адрес родителей.

21:18, 19 Если человек поранил другого в результате ссоры, он должен оплатить его время нетрудоспособности и лечение.

21:20, 21 Господин мог наказывать раба, но не имел права убивать его. Если раб умирал сразу же после избиения, хозяин был виновен. Но если раб жил день или два, хозяина не наказывали, потому что у него, очевидно, не было намерений убить раба, который стоил ему денег.

21:22 Если беременную женщину ударили при драке двух мужчин, и она родила преждевременно, то, даже если ее здоровью не был нанесен серьезный ущерб, ее муж называл сумму штрафа, и посредники разрешали конфликт.

21:23-25 Общее правило о компенсации увечий было таким: душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб и т.д. Наказание должно соответствовать преступлению; не должно быть ни чрезмерной снисходительности, ни излишней суровости. На практике обычным наказанием за все преступления, кроме убийства, был штраф (см. Чис. 35:31)

21:26-36 Если хозяин повредил рабу глаз или выбил зуб, этот раб получал свободу. Если вол неожиданно убивал человека, вола забивали камнями. Есть мясо этого вола было запрещено. Но если хозяин вола знал и был уже предупрежден, что животное способно убить человека, то хозяина тоже же следовало предать смерти. Впрочем, у него была возможность заплатить выкуп и сохранить свою жизнь. Такой же штраф нужно было заплатить, если жертвой оказывались сын или дочь хозяина. Если же погибал раб, то штраф составлял тридцать сиклей серебра, а вола забивали камнями. Обратите внимание: Иуда предал Иисуса за сумму денег, которая полагалась за раба, убитого волом. Иными словами, Иисуса оценили, как мертвого раба. Если человек оставил яму открытой, и туда упало животное, то выкопавший яму должен был возместить убытки. Если вол одного хозяина убил вола другого, стоимость обоих животных делилась поровну. Если хозяин того вола, который убил другого, знал об опасном нраве своего животного, то он должен был заплатить за убитого вола, забрав тушу себе.