13 глава

В. Выявление проказы (Гл. 13)

В главе 13 речь идет о проказе, а в главе 14 – об очищении от нее. Единства мнений в вопросе о том, что считалось проказой в библейские времена, не существует. Прокаженные в Библии обычно подвижны, не обезображены, и не опасны в тех случаях, когда проказа покрывала их полностью. Иногда они исцелялись.

Роль священника чем-то напоминала роль врача. Возможно, в этом содержится напоминание, что духовная и физическая стороны жизни тесно взаимосвязаны. Человек состоит из трех частей, и если поражена одна из трех составляющих, это влияет и на другие.

Читать главу 13 нелегко, так как в ней содержится медицинское описание болезней и объяснение, какие из них относятся к проказе. Описывается также «проказа» в доме и на одежде. Доктор Р. К. Харрисон, у которого есть медицинское образование и степень в гебраистике, отмечает, что «нет такого перевода, который охватывал бы все заболевания, отраженные в этом еврейском слове, но это слово, похоже, обладает достаточно широким диапазоном значений, чтобы включать в себя то заболевание, которое мы называем болезнью Хансена (Hansen’s disease)».

Харрисон собирает воедино все известные факты, связанные с еврейским термином и его греческим переводом (от которого происходят такие английские слова как leprosy, leper, leprous). «Еврейское слово сараат происходит от корня, означающего «приобрести  кожное   заболевание», и имеет достаточно общее значение. В Ветхом Завете это слово обозначало плесень или плесенный грибок на одежде, выделение минералов на стене здания, и, вполне возможно, сухую гниль на ткани или другом похожем материале. В Септуагинте (древнегреческом варианте Ветхого Завета) это еврейское слово переводится греческим lepra, происхождение и смысл которого отличаются неопределенностью.   В греческой медицинской литературе этим словом описывалась болезнь, от которой слоилась и шелушилась кожа. У Геродота оно упоминается в связи с болезнью под названием leuke – кожное высыпание, которое, по-видимому, идентично греческому elephantiasis и имеет сходство с современной клинической   проказой (болезнью Хансена)».

13:1-3 В этом отрывке описаны действия священника, который осматривает человека, ища симптомы библейской проказы.

13:4-8 Далее описана процедура, которую необходимо провести, если есть подозрение на проказу. Пациента помещали в карантин на семь дней. И если язва за это время не распространялась, его держали в карантине еще семь дней. Затем, если заболевание не прогрессировало, священник объявлял, что человек чист. Если же лишай распространялся по коже после второй проверки, священник объявлял, что человек нечист.

13:9-11 При застарелой или хронической проказе священник объявлял прокаженного нечистым.

13:12, 13 Но, как ни странно, если человек полностью белел от проказы, то болезнь больше не прогрессировала, и священник объявлял прокаженного чистым.

13:14, 15 Когда на человеке появлялось живое мясо, священник объявлял его нечистым. Это была проказа.

13:16, 17 Если при проказе живое мясо изменялось и обращалось в белое, снова объявлялось, что человек чист.

13:18-23 Далее описаны три диагноза, возможные в случае нарыва. Если у человека, пришедшего к священнику, нарыв окажется ниже кожи, и волос его изменился в белый, то священник должен объявить его нечистым (ст. 18-20). Если язва распространялась по телу за время семидневного карантина, то это была проказа (ст. 21, 22). Но если она не распространялась, человека объявляли чистым (ст. 23).

13:24-28 Описывается также случай развития проказы на ожоге. Если симптомы однозначно свидетельствовали о проказе, то священник объявлял человека нечистым (ст. 24, 25).Семидневный карантин должен был выявить, распространится ли язва. Если язва распространялась, это была проказа (ст. 26, 27). Но если это была просто опухоль от ожога, проказы не было (ст. 28).

13:29-37 Далее описывается случай паршивости на голове или бороде. Если симптомы говорили о проказе, то человека следовало объявить нечистым – будь то мужчина или женщина (ст. 29, 30). Если не было в точности известно, проказа это или нет (ст. 31-37), человека изолировали на семь дней. Если болезнь не распространялась по телу, человек сбривал волосы, и карантин продолжался еще семь дней. Если паршивость распространялась, человек был нечист. Но если паршивость проходила, человек был чист.

13:38, 39 Если у человека на коже появлялись белые пятна, его объявляли нечистым. В частично дословном переводе Харрисона, состояние больного передается таким описанием: «Пестрые пятна, появившиеся на коже».

13:40-44 Обычное облысение (alopecia) отличается от облысения, вызванного проказой.

13:45, 46 Прокаженный был несчастным человеком. Он жил вне стана, ходил в разодранной одежде и с непокрытой головой. И всякий раз, когда приближались люди, он закрывался до верхней губы или до усов и кричал: «Нечист! Нечист!» Здесь мы видим еще один пример профилактической медицины. Изоляция – принятый в медицине способ предотвратить распространение инфекции.

«Плесень – это грибковые наросты на мертвых или разлагающихся животных или растениях. Эта плесень проявляется в пятнах различного оттенка». Харрисон проводит духовную параллель:

«Грибки плесени заражают весь предмет, на который попадают. Так и пятно первородного греха распространяется на всего человека».

Избранный народ Иеговы должен быть чист – и внешне, и внутренне. Мое сердце Бога восхваляет Ведь оно свободно от греха Сердце, что так свято доверяет Божьей крови, данной за меня. Сокрушенное сердце, смиренно От любви безграничной стучит И ничто, ни живое, ни тленное Меня с Господом не разлучит!

Чарльз Уэсли