26 глава

XI. БЛАГОСЛОВЕНИЯ И ПРОКЛЯТИЯ (Гл. 26)

А. Благословения за послушание Господу (26:1-13)

В этой главе предостережениям уделяется в два раза больше места, чем благословениям. Бог обещает, что плодом непослушания станут различные бедствия. Бог использует эти бедствия не для мести, а как орудие, посредством которого Он приведет Свой народ к покаянию (ст. 40-42). Наказания для народа будут становиться все суровей и суровей, пока народ не раскается в своем беззаконии. Обратите внимание на то, как будут усиливаться наказания (ст. 14, 18, 21, 24 и 28).

Предупредив о последствиях идолопоклонства (ст. 1), осквернения суббот и святилища (ст. 2), Господь пообещал следующие благословения народу, если они будут хранить Его заповеди: дождь, потомство (ст. 4), успех в труде, безопасность (ст. 5), мир, покой (ст. 6), победу над врагами (ст. 7, 8), плодородие и присутствие Божье (ст. 9-13). Особенно впечатляет стих 13 в переводе Нокса: «Разве не Я… сорвал цепи с ваших шей, чтобы вы ходили прямо, как свободные люди?»

Б. Проклятия за непослушание Господу (26:14-39)

26:14-33 Результатом непослушания будут ужас, болезни, поражение врагами, засуха, бесплодие, дикие звери, чума, набеги и плен.

В стихе 26 описываются ужасы голода. Хлеба будет так мало, что десять женщин будут печь его в одной печи, где обычно хватает места только для одной семьи. Еще страшнее голод, описанный в 29 стихе, где упоминается людоедство (см. 4 Царств 6:29 и Плач Иер. 4:10, где рассказывается о том, как сбылись слова этого предупреждения).

26:34-39 Упрямое непослушание израильтян приведет к тому, что чужой народ возьмет их в плен. Земля Израильская будет покоиться столько лет, сколько субботних лет было нарушено. Именно это и произошло во время Вавилонского пленения. Со времен Саула до начала пленения народ не соблюдал субботние годы. Израильтяне провели в плену семьдесят лет, во время которых земля покоилась (2 Пар. 36:20, 21).

В. Восстановление завета через исповедание грехов и покаяние (26:40-46)

В заключительной части 26 главы говорится о возможности восстановления отношений с Богом, если Израильский народ признает свою вину и раскается в непослушании. Бог не оставит Свой народ и вспомнит все заветные обещания, данные их предкам.