16 глава

Е. Восстание Корея (Главы 16, 17)

16:1-3 Корей, двоюродный брат Аарона (Исход 6:18-21), был левитом, но не священником. Очевидно, его возмущал тот факт, что эксклюзивное право священства было дано только роду Аарона. Дафан, Авирон и Авнан происходили из колена Рувимова, и были недовольны властью Моисея над ними. Авнан не упоминается нигде, после первого стиха, поэтому невозможно установить, разделил ли он судьбу остальных. Двести пятьдесят человек – начальники общества – объединились в восстании против священства и гражданской власти (ст. 2). Их доводы заключались в том, что все люди святы и не должны быть отлучены от приношения жертв (ст. 3).

16:4-11 Для решения проблемы Бог через Моисея повелел Корею и его сообщникам прийти на следующий день с кадильницами (ст. 6, 7). Приношение курения перед Господом было обязанностью священников; если Бог не признает их как священников, Он явит Свое недовольство.

16:12-15 Дафан и Авирон отказались выйти из своих шатров, будучи призваны Моисеем, вместо этого они упрекнули его за его руководство. Они вспомнили данное ранее обещание (Исход 3:8), что Бог введет их «в землю, где течет молоко и мед», и с сарказмом жаловались на то, что Моисей вместо этого вывел их «из земли, в которой течет молоко и мед» (Египет) и привел их в землю, где не «течет молоко и мед» (в пустыню).

В стихе 14 может подразумеваться то, что, будучи неспособен исполнить свое обещание, Моисей теперь пытался скрыть от людей свою неудачу или свои истинные намерения. Моисей напоминает Господу, что он не брал никакой мзды с народа, как обычно это делают правители.

16:16-22 На следующий день Корей, Аарон и двести пятьдесят восставших предстали перед скинией с курильницами. Там же собралось и все общество Израильское, возможно, в знак солидарности с Кореем. И явилась слава Господня всему обществу. И сказал Господь Моисею и Аарону отделиться от общества, чтобы не быть уничтоженными вместе с остальными. Благодаря ходатайству Моисея и Аарона этот приговор не был осуществлен.

16:23-35 Место действия переносится к шатрам, где живут Корей, Дафан и Авирон (ст. 24). Моисей предупредил остальной народ, чтобы они отошли подальше от этих шатров. Затем Моисей объявил, что если эти люди умрут естественной смертью, или их постигнет участь всех людей, то это станет посрамлением и дискредитацией для самого Моисея. Но если Господь чудом побудит землю поглотить их, тогда все узнают, что люди сии были виновны в восстании против Господа (ст. 30). Как только он произнес слова сии, земля разверзлась и поглотила Дафана и Авирона, и их семьи (дома), которые, скорее всего, поддерживали их в этом восстании (ст. 32, 33). Возникает заслуживающий внимания вопрос: когда погиб Корей? Некоторые считают, что его поглотила земля вместе с Дафаном и Авироном (ст. 32, 33). Другие придерживаются мнения, что он был уничтожен огнем, который погубил двести пятьдесят мужей (ст. 35). Из книги Чисел 26:10 складывается впечатление, что он был поглощен вместе с Дафаном и Авироном. Стих 11 той же главы свидетельствует, что Бог пощадил его сыновей. Самуил, следующий великий пророк Израиля, был потомком Корея (1 Паралипоменон 6:22-23, 28) … В стихе 30 слово «преисподняя» означает «могила», но также может подразумевать отделение души от тела.

В некоторые моменты истории Бог являл Свое крайнее недовольство определенными грехами путем немедленного их наказания. Он осудил Содом и Гомор-ру (Бытие 19:24, 25); Надава и Авиуда (Левит 10:1, 2); Мириам (Числа 12:10); Корея, Дафана и Авирона, и 250 начальников израилевых (эта глава); Ананию и Сапфиру (Деяния 5:5, 10). Вполне очевидно, что Он не делает этого всякий раз, когда совершаются подобные грехи, но, тем не менее, иногда Он вмешивается в историю и проявляет Свою силу, чтобы это послужило уроком для последующих поколений.

«Люди Кореевы» (ст. 32) может означать его слуги или его последователи.

16:36-40 Освященные кадильницы, которые использовали согрешившие, были разбиты в листы для покрытия жертвенника всесожжений. Они должны были служить напоминанием о том, что только род Аарона имел привилегию нести служение священства. Огонь из кадильниц был выброшен вон.

16:41-50 На следующий день после этих скорбных событий люди обвинили Моисея и Аарона в том, что они убили народ Божий. Господь в гневе угрожал уничтожить все общество Израильское, но Моисей и Аарон пришли к скинии собрания, несомненно, для того, чтобы ходатайствовать за них. Тогда Господь наказал народ страшным поражением. Только когда Аарон бросился в гущу народа с курением и заступился за народ, поражение прекратилось. Но даже к тому моменту уже погибло четырнадцать тысяч семьсот человек. Начальники, вместе с обществом Израилевым, ранее сомневались в священстве Аарона. Теперь же именно священническое ходатайство Аарона остановило поражение народа. Моисей и Аарон не убили Божий народ, а, наоборот, спасли их!