21 глава

К. Медный змей (21:1-22:1)

21:1-3 Царь Арада правил в южной части Земли Обетованной. Услышав, что израильтяне расположились станом в пустыне и намереваются захватить землю, он напал на них, но потерпел поражение   в   месте,   названном Хорма (ст. 1-3).

21:4-9 Чермное море в данном случае означает не залив, который израильтяне пересекли при исходе из Египта, а ту часть Красного моря, которая сейчас называется Акабским заливом. В то же время, «путь Чермного моря» может быть названием определенного маршрута; в таком случае, возможно, израильтяне не подходили к Акабскому заливу в этот раз.

И снова Израиль начинает роптать, выражая свое недовольство условиями жизни, в результате чего Господь посылает на народ ядовитых змеев. Многие из народа умерли, и многие продолжали умирать. В ответ на ходатайство Моисея, Бог приказал вознести над лагерем на знамени медного змея, и пообещал, что любой ужаленный, взглянув на него, будет исцелен от укусов. Эту историю использовал Господь Иисус в разговоре с Никодимом в качестве примера того, что Христу надлежит быть вознесенным на крест, чтобы грешник, взглянув на Него по вере, мог обрести вечную жизнь (Иоанна 3:1-16).

Этот медный змей позднее стал камнем преткновения для народа и, в конце концов, был уничтожен во времена правления Езекии (4 Царств 18:4).

21:10-20 Невозможно точно проследить перемещения сынов Израилевых от горы Ор до равнин Моава. Тем не менее, их остановки перечисляются в книге Чисел 21:10 – 22:1. Книга браней Господних (ст. 14) была, скорее всего, исторической летописью ранних войн Израиля. До нас эти записи не дошли. В Беэр (ст. 16-18) Господь чудесным образом даровал народу воду, когда вожди народа жезлами своими в безводной пустыне выкопали колодезь.

21:21-26 Подойдя к стране Аморреев, израильтяне попросили у них разрешения пройти их землей, но получили отказ. Более того, Сигон, царь Аморрейский, объявил войну Израилю, но потерпел поражение. Этот аморрейс-кий царь, подобно египетскому фараону, был ожесточен Господом для того, чтобы он и его народ были побеждены в битве с Израилем (Втор. 2:30). «Мера беззаконий Аморреев» (Быт. 15:16) переполнилась, и Израиль стал орудием суда Иеговы.

21:27-30 Песня, ставшая поговоркой в стихах 27-30, вероятнее всего повествует о следующем: Есевон совсем недавно был отвоеван Аморреями у Мо-авитян. Теперь Есевон пал под натиском израильского народа. Если захватившие этот моавитский город и сами были побеждены, значит, Моав был державой третьего класса. Также, возможно, данная история цитируется в качестве доказательства того, что земля полностью принадлежала Сигону, царю Аморреев, и не являлась территорией моавитян.

Этот факт имеет большое значение, поскольку израильтянам было запрещено отнимать землю у Моава (Второзаконие 2:9).

21:31 – 22:1 Точный маршрут странствия Израиля трудно проследить в деталях. Существует предположение, что от горы Ор они двинулись на восток, а потом на север вдоль западной границы Едома к реке Заред. Вдоль берега потока Заред они прошли на восток между землями Едома и Моава, повернули на север вдоль восточной границы Моава к Арнону, и далее на запад вдоль Царского пути. Они поразили Сигона, царя Аморреев, и отправились на север, чтобы захватить Васан, царство Ога. Земли Васана представляли собой сочные пастбища к востоку от Иордана и к северу от того места, где Израиль должен был пересечь Иордан, чтобы войти в Обетованную Землю. Захватив Васан, сыны Израилевы вернулись на равнины Мо-ава и разбили лагерь при Иордане, против Иерихона (ст. 1). Эти равнины были отвоеваны у Моава народом Аморреев (Числа 21:26), но сохранили имя Моава.