8 глава

Г. Уроки прошлого (8:1-11:7)

Говоря о главах 8 и 9, Дж. А. Томпсон кратко отмечает:

«Здесь речь идет о двух важных уроках из прошлого. Во-первых, познание Божьей заботы в период блуждания по пустыне, когда сыны Изра-илевы не могли позаботиться о себе. Чудесное божественное обеспечение их нужд стало для них уроком смирения. Память об этом должна была уберечь их от гордости, не позволяя им превозноситься в своих собственных достижениях, когда они окажутся в безопасности и благоденствии новой земли (8:1-20). Во-вторых, любые успехи в грядущих завоеваниях не должны быть истолкованы как знак божественного одобрения и благосклонности за их собственную праведность (9:1-6). На самом деле, как в истории с золотым тельцом (9:7-21), так и в некоторых других случаях (9:22-29) Израиль проявил себя упрямым и непокорным».

8:1-5 Моисей снова призывает народ повиноваться Богу, на этот раз используя в качестве мотивации любящую, охраняющую их Божью заботу. Господь позволил испытаниям войти в их жизнь для того, чтобы смирить их, испытать их и проверить их послушание. Но Он также питал их манною с небес и обеспечивал одеждами, которые не ветшали, и обувью, которая защищала их ноги, не позволяя им опухать, на протяжении всех сорока лет странствования в пустыне. Бог знал, что было в сердцах Его народа. Он не пытался узнать что-то новое, испытывая Израиль в пустыне (ст. 2), но делал это для того, чтобы показать людям их собственную непокорную сущность, помогая им еще в большей степени оценить Его милость и благодать. Еще один урок, который они должны были усвоить за время странствования, заключался в том, что они должны были бояться Господа.

8:6-20 Моисей аргументировал свои доводы не только тем, что Бог уже совершил, но и тем, что Он вот-вот сделает для них (ст. 6, 7). Он подробно описывает благословения доброй земли Ханаана (ст. 7-9). Процветание может привести к забывчивости, а забывчивость – к непослушанию, поэтому люди должны были остерегаться этих опасностей (ст. 10-20). Божья верность требовала ответной верности со стороны Израиля. Бог хранил Свой завет с праотцами (ст. 18); люди в ответ должны были исполнить свое слово, данное Богу (Исх. 19:8). Если люди забудут чудесные деяния Бога, совершенные ради них, и станут приписывать свое благосостояние своим собственным усилиям, Иегова истребит их так же, как Он истребил языческие народы Ханаана.