Введение

«Второзаконие – одна из величайших книг Ветхого Завета. Ее влияние на культурные и личные верования во все века не превзошла ни одна другая книга Библии. Она более восьмидесяти раз цитируется в Новом Завете и, таким образом, принадлежит к малой группе четырех ветхозаветных книг [Бытие, Второзаконие, Псалтырь и Исаия], к которым часто обращались христиане ранней церкви.» Дж. А. Томпсон

Введение

I. Уникальное положение в каноне

Наш Господь Иисус Христос был искушаем сатаной в пустыне на протяжении сорока дней и сорока ночей. Три примера этих искушений записаны в Евангелиях для нашего духовного наставления. Иисус не только три раза использовал ветхозаветный «меч духовный», но в каждом из этих случаев использовал одну и ту же часть «клинка» – Второзаконие! Возможно, эта книга была одной из любимых книг Иисуса – такой же любимой она должна быть и для нас. К сожалению, во многих аспектах Второзаконие оказалось незаслуженно забытым, возможно, благодаря своему названию, ведущему свое происхождение из греческого перевода – Септуагинты. Значение этого слова – «второй закон» – создало неправильное представление о том, что книга является лишь повторением материала, уже представленного ранее в книгах от Исхода до Чисел. Однако Бог никогда ничего не повторяет просто ради повторения: в повествовании всегда ставится иное, новое ударение или появляются новые подробности. То же можно сказать и о Второзаконии, чудесной книге, достойной тщательного изучения.

II. Aвторство

Авторство книги Второзаконие в целом принадлежит Моисею, хотя Господь, возможно, использовал других вдохновленных Им редакторов, чтобы внести в повествование новые подробности. Последняя глава, описывающая смерть Моисея, могла быть написана как пророчество им самим, либо добавлена позднее Иисусом Навиным или кем-либо еще.

Либеральные критики с уверенностью утверждают, что именно Второзаконие является той самой «книгой закона», которая была найдена во время правления царя Иосии (примерно в 620 г. до н.э.). Они придерживаются мнения, что, на самом деле, Второзаконие – это «благочестивый обман» или «ложь во спасение», которая была создана в то время, якобы Моисеем, чтобы объединить и централизовать иудейское поклонение вокруг иерусалимского святилища.

Однако такой категории как «благочестивый обман» не существует. Если это обман, то в нем нет благочестия; если же книга имеет божественное происхождение, то в ней нет обмана.

Также, нет никакого подтверждения тому, что под «книгой закона», о которой говорится в 4 Царств 22, не подразумевается все Пятикнижие целиком. Предшественники царя Иосии, Манас-сия и Амон, были нечестивыми царями. Они предавались идолопоклонству в самом храме Иеговы, где, судя по всему, был спрятан Закон Моисеев.

Новое открытие Божьего Слова и подчинение ему всегда приносят с собой возрождение и восстановление, как это произошло при великой протестантской Реформации.

Краткое обоснование авторства Моисея приводится в статье «Вступление к Пятикнижию».

III. Bремя написания

Большая часть книги Второзакония была написана к 1406 году до н.э., но, как было отмечено ранее, некоторые части, равноценно вдохновленные Богом, могли быть добавлены после смерти Моисея.

Более подробное обсуждение времени написания можно найти в статье «Вступление к Пятикнижию».

IV. Исторический фон и тема

Второзаконие является подтверждением (а не просто повторением) закона для нового поколения, выросшего во время странствования по пустыне. Они готовились войти в Землю Обетованную. Для того, чтобы насладиться в ней всей полнотой Божьих обетований, они должны были знать закон и исполнять его.

Книга Второзаконие начинается с духовного истолкования истории Израиля, начиная от Синая (главы 1 – 3). Подразумевается, что те, кто не учится на уроках истории, обречены повторить ее в своей жизни. Основная часть книги посвящена обзору важных аспектов Божьего закона для Его народа (главы 4 – 26). Далее следует взгляд в будущее: предсказание Божьих намерений о благодати и правлении для Израиля со времени вхождения народа в Землю Обетованную до второго пришествия Мессии (главы 27 – 33). Книга заканчивается смертью Моисея и назначением Иисуса Навина в качестве его преемника (глава 34).

Апостол Павел напоминает нам о том, что эта книга обращена не только к Израилю, а и к нам. Комментируя Второзаконие 25:4, он говорит: «… для нас это написано» (1 Кор. 9:10).

Книга богата наставлениями, смысл которых можно обобщить глаголами Второзакония 5:1: «Слушайте… выучите… старайтесь исполнять».

Содержание

I. ПЕРВАЯ РЕЧЬ МОИСЕЯ – ПРИБЛИЖЕНИЕ К ЗЕМЛЕ ОБЕТОВАННОЙ (Гл. 1 – 4)

A. Вступление (1:1-5)

Б. От Хорива до Кадес-Варни (1:6-46)

B. От Кадес-Варни до Есевона (Гл. 2)

Г. Захват территорий на восточном берегу Иордана (Гл. 3)

Д. Призыв к послушанию (Гл. 4)

II. ВТОРАЯ РЕЧЬ МОИСЕЯ – ЧИСТОТА В ЗЕМЛЕ ОБЕТОВАННОЙ (Гл. 5 – 28)

A. Обзор Синайского Завета (Гл. 5)

Б. Предостережения о непослушании (Гл. 6)

B. Указания об отношениях с языческими народами (Гл. 7)

Г. Уроки прошлого (8:1 – 11:7)

Д. Вознаграждения за послушание (11:8-32)

Е. Законы о поклонении (Гл. 12)

Ж. Наказание лжепророков и идолопоклонников (Гл. 13)

З. Чистые и нечистые продукты питания (14:1-21)

И. Десятина (14:22-29)

К. Обращение с должниками и рабами (Гл. 15)

Л. Установление трех праздников (Гл. 16).

М. Судьи и цари (Гл. 17)

Н. Священники, левиты и пророки (Гл. 18)

О. Уголовное право (Гл. 19)

П. Законы о ведении войны (Гл. 20)

Р. Различные законы (Гл. 21 – 25)

1. Искупление нераскрытого убийства (21:1-9)

2. Пленницы, захваченные в военных действиях (21:10-14)

3. Права перворожденного (21:15-17)

4. Упрямые и непокорные сыновья (21:18-21)

5. Тела повешенных преступников (21:22-23)

6. Девять законов поведения (22:1-12)

7. Преступления против девственности (22:13-30)

8. Отлученные от общества (23:1-8)

9. Чистота в стане (23:9-14)

10. Социальные и религиозные законы (23:15-25)

11. Развод и повторный брак (24:1-4)

12. Различные социальные законы (24:5 – 25:4)

13. Закон левирата (25:5-10)

14. Три особых закона (25:11-19)

С. Обряды и ратификации (Гл. 26)

1. Обряд первых плодов (26:1-11)

2. Обряд десятины третьего года (26:12-15)

3. Ратификация завета (26:16-19)

Т. Проклятия и благословения (Гл. 27, 28)

III. ТРЕТЬЯ РЕЧЬ МОИСЕЯ – ЗАВЕТ ДЛЯ ЗЕМЛИ ОБЕТОВАННОЙ (Гл. 29, 30)

A. Завет, заключенный в Моаве (29:1-21)

Б. Наказание за нарушение Завета (29:22-29)

B. Восстановление при возвращении к Завету (Гл. 30)

IV. ПОСЛЕДНИЕ ДНИ МОИСЕЯ – СМЕРТЬ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ЗЕМЛИ ОБЕТОВАННОЙ (Гл. 31 – 34)

A. Преемник Моисея (Гл. 31)

Б. Песнь Моисея (Гл. 32)

B. Благословение Моисея (Гл. 33)

Г. Смерть Моисея (Гл. 34)