27 глава

Т. Проклятия и благословения (Гл. 27, 28)

27:1-8 После того, как они пересекли реку Иордан и вошли в Землю Обетованную, израильтяне должны были возвести огромный монумент из камней, обмазать их известью, и написать на них все слова закона. Этот памятник должны быть возведен на горе Гевал, вместе с жертвенником, составленным из цельных, необработанных камней.

27:9, 10 Иудеи уже некоторое время были Божьим народом согласно Его избранию, но теперь, когда они готовились войти в землю обетованную, они становились Его народом в особом смысле. Благосклонность, которую Он оказывал им, призывала к любящему повиновению с их стороны.

27:11-13 Шесть колен были назначены стать на горе Гаризим, чтобы подтвердить благословения восклицанием «Аминь!» Эти шесть колен были потомками Лии и Рахиль. Остальные колена должны были стоять на горе Гевал, чтобы подтвердить проклятия. Обратите внимание, что колена Ефрема и Ма-нассии не упомянуты по отдельности, а вместо этого в перечень колен включено колено Иосифа. Рувим, первенец Израиля (который потерял свое первородство), и Завулон, младший сын Лии, были на горе Гевал вместе с сынами служанок. Привилегированные колена были на горе Гаризим.

27:14-26 Левиты (см. ст. 9) должны были стоять в долине между двумя вершинами. Когда они произносили благословения или проклятия, народ должен был отвечать «Аминь!» Проклятия перечисляются в стихах 15-26. Они связаны с идолопоклонством, неуважением к родителям (ст. 16), нечестностью в передвижении земельных границ (ст. 17), обманом слепых (ст. 18), эксплуатацией бедных и беззащитных (ст. 19), различными формами кровосмешения (ст. 20, 22, 23), скотоложством (ст. 21), тайным убийством ближнего (ст. 24), убийством невинного за деньги (ст. 25) и неповиновением закону Божьему (ст. 26). Исторический отчет об этой церемонии приводится в книге Иисуса Навина 8:30 и далее. Обратите внимание на то, как точно Иисус Навин исполняет инструкции, данные Моисеем.

Важно, что в главе 27 перечисляются только проклятия. Иначе и быть не могло, ведь, как напоминает нам апостол Павел, «все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою» (Гал. 3:10). Дело было не в том, что израильтяне нарушат закон, а в том, что они в принципе находились под законом.