18 глава

B. Миха и сыны Дана (Гл. 18)

18:1-6 Примерно в то же время люди из колена Дана решили поискать себе еще земли, на которой можно было жить.

(В то время как в 1-м стихе говорится, что у Дана не было удела, это означает не то, что им не досталось земли при разделе Ханаана (Ис. Нав. 19:40-48), а скорее, что их удел, самый маленький из двенадцати, был для них слишком мал). Когда несколько их соглядатаев пришли в дом Михи в горной стране Ефрема, они узнали голос молодого левита и попросили его удостовериться в том, что их планы были благословлены Богом.

18:7-13 Пять мужей из колена Дана осмотрели северный город Лаис и нашли его спокойным и безопасным. Более того, этот город не имел никаких связей с другими, то есть, это было миролюбивое сообщество, не имевшее «каких-либо соглашений о взаимопомощи с соседствующими народами».

Восприняв их незащищенное положение, как дар от Бога, шестьсот полностью вооруженных людей Дана отправились в Лаис.

18:14-26 Позже, когда эти пять человек из колена Дана шли на север на захват Лаиса, они зашли в дом Михи и захватили всех идолов. После вялых протестов левит с радостью подчинился их приказу служить колену Дана в качестве священника вместо того, чтобы служить только дому Михи. Когда Миха вместе с несколькими горожанами пришел к людям Дана и выразил протест против кражи его идолов, ему приказали держать язык за зубами, и отправили домой с пустыми руками.

18:27-31 Тогда люди Дана напали на мирный город Лаис и переименовали его, назвав Даном. Там они установили вырезанного из дерева истукана и назначили Ионафана, сына Гирсона, сына Моисея и его сынов священниками. Общепризнанно то, что в Судьях под именем «Манассия» нужно понимать имя «Моисей» – его имя было замаскировано   иудейскими переписчиками,   чтобы предотвратить предположительный позор Моисея, вызванный идолопоклонством его внука.

Предположительно, Ионафан – это имя ранее упомянутого левита. С тех пор Дан превратился в город, в котором процветало идолопоклонство. Именно здесь Иеровоам позже установил одного из золотых тельцов. Неизвестно, относится ли переселение, упомянутое в 30-м стихе, к филистимскому рабству в этот период (напр., 1 Цар. 4:11) или к ассирийскому рабству (4 Цар. 15:29).

Не все люди Дана отправились в Лаис (ст. 11) или погрязли в идолопоклонстве. Некоторые остались на своей земле между Иудой и Ефремом. Самсон, самая известная личность из этого колена, принадлежал к последней группе сынов Дана.