4 глава

V. Искупление Воозом (4:1-12)

4:1-6 Утром Вооз пошел к воротам города, где сидели старейшины и где решались вопросы, имеющие отношение к закону. Так «получилось», – еще одно запланированное стечение обстоятельств – что в это время мимо проходил тот самый близкий родственник.

Обратившись к нему, как к «другу» и попросив его ненадолго задержаться, Вооз предстал перед десятью старейшинами и рассказал им историю Ноеминь и Руфь. Потом он дал возможность близкому родственнику выкупить землю, принадлежавшую Елимелеху, которая, скорее всего, была заложена, когда Елимелех перебрался в Моав. До этого момента безымянный родственник был готов это сделать. Однако, когда Вооз сообщил ему, что выкупивший землю должен также жениться на Руфь Моавитянке, он отступил, объяснив, что это расстроит его удел.

Ему бы пришлось затрачивать время и силы на то, чтобы следить за уделом Руфь, таким образом, он был бы вынужден пренебрегать своей собственностью. В итоге, земля бы перешла к наследникам Руфь, а не к его собственным. Комментируя тот факт, что имя более близкого родственника было опущено, Мэтью Пул пишет:

«Несомненно, Вооз знал, как его зовут, и называл его по имени; но оно пропущено священным писателем, частично в силу того, что в этом не было необходимости; и из принципа в качестве презрения, в силу обычая, и в качестве справедливого наказания для него, чтобы тот, кто не пожелал сохранить имя своего брата, потерял свое собственное». Этот более близкий родственник широко используется как прототип закона. Десять свидетелей (Десять Заповедей) подтверждают его неспособность искупить грешника. «Закон не может искупить тех, кого он осуждает. Это противоречило бы его цели». Закон не мог искупить, потому что он был ослаблен плотью (Рим. 8:3).

Отказ более близкого родственника предоставил свободу Воозу, который был следующий по родству, чтобы жениться на Руфь.

4:7, 8 В те дни все сделки, касающиеся выкупа и обмена, подтверждались тем, что одна из сторон снимала сапог и вручала его другой стороне. На самом деле закон гласил, что вдова должна снять сапог с ноги отказавшегося родственника и плюнуть ему в лицо (Втор. 25:9). В данном случае более близкий родственник просто снял сапог и отдал его Воозу.

4:9-12 Как только Вооз получил сапог, он заявил, что выкупит собственность Елимелеха и женится на Руфь Моавитянке. Народ благословил Вооза, пожелав ему такого же многочисленного потомства, как у Рахили с Лией. Упоминание Фареса, потомка Фамарь от Иуды, пропускает постыдные аспекты этой истории и сосредотачивается на том факте, что это был еще один пример брака по обычаю левират между Израильтянином и чужеземкой.

VI. Царственная родословная Давида прослеживается к Овиду (4:13-22)

4:13-16 Вооз женился на Руфь, и она родила ему сына по имени Овид (служитель). Ноеминь приняла младенца как своего собственного и стала его кормилицей.

4:17-22 Впоследствии Овид стал прародителем Иессея, отца Давида. Таким образом, книга заканчивается краткой генеалогией Давида (возлюбленный), который стал частью более великой генеалогии – великого Сына Давида, Господа Иисуса Христа (Мф. 1). Эта родословная должна была остаться незаконченной. Салмон жил в начале периода Судей, а Давид родился только в начале периода Царей, с разрывом почти в 400 лет. Часто имена в библейских родословных специально пропущены.

После этой небольшой родословной, завершающейся Давидом, читатель подготовлен к периоду монархии и следующим книгам в Библейской последовательности, 1 и 2 Царств.