12 глава

К. Царь Иоас Иудейский (Гл. 12)

Иоас, сын Охозии, царь Иудейский, царствовал сорок лет (835-796 гг. до Р. Х.; см. 2 Пар. 23:1 – 24:27).

12:1-5 Джон Ч. Уиткомб так пишет о правлении Иоаса:

«Сорокалетнее   правление Иоаса можно поделить на два периода: до и после смерти его духовного наставника, Иодая. Обратите внимание на зловещие слова: «И делал Иоас угодное в очах Господних во все дни свои, доколе наставлял его священник Иодай«. Без моральной и духовной поддержки первосвященника Иоас был непостоянен, как Лот без Авраама. Поэтому Бог проявил милость к народу Иудеи, чудесным образом продлив жизнь Иодая до 130 лет (2 Пар. 24:15)! Таким образом, Иодай жил дольше, чем кто бы то ни было за последнюю тысячу лет, с тех пор как Амрам, предок Моисея, умер в возрасте 137 лет (Исх. 6:20)». В целом правление Иоаса было хорошим. Но ему не удалось помешать народу поклоняться на высотах. Его главным вкладом был ремонт поврежденного в храме. Он приказал с этой целью священникам собирать средства для восстановления дома Господня. Согласно Уильямсу, там были: 1) все средства посвящаемые, то есть подать из Исхода 30:12; 2) деньги от приходящих, то есть те, о которых сказано в Левите 27; 3) все серебро, сколько кому приходит на сердце принести – то есть добровольные пожертвования, описанные в Книге Левит.

12:6-16 Когда пошел двадцать третий год правления царя Иоаса, а в храме пока ничего не было сделано, царь вызвал Иодая и священников и объявил о новом плане сбора средств и восстановления храма. Священники больше не должны были сами собирать средства и руководить починкой храма (ст. 7). Вместо этого справа от жертвенника был поставлен специальный ящик для сбора денег на восстановление храма. Писец царский и первосвященник пересчитывали средства и отдавали их производителям работ. Руководители работ были честны, поэтому не нужно было отчитываться за средства перед обществом. Стих 13 на первый взгляд противоречит 2 Паралипоменон 24:14; но стих 13 означает, что эти средства не использовались для приобретения храмовой утвари, пока храм восстанавливался, в то время как во 2 Паралипоменон 12:14 отмечается, что после завершения работ по восстановлению храма излишек средств был использован с этой целью. В соответствии с Божьим словом (Лев. 5:16; Чис. 5:8, 9), серебро за жертву о преступлении и серебро за жертву о грехе продолжало поступать священникам.

12:17, 18 В это время Азаил, царь Сирийский, захватил Геф и выступил на Иерусалим. Иоас отдал ему пожертвованное из храма и сокровища из дома царского, чтобы Азаил не нападал на столицу Иудеи.

12:19-21 После смерти Иодая князья Иудеи обратили своего царя в идолопоклонство. Когда Захария, сын (или внук) первосвященника, попытался вернуть народ к поклонению Иегове, царь Иоас велел забить его камнями до смерти (2 Пар. 24).

Собственные слуги Иоаса устроили заговор против него и убили его в доме Милло. Это был Божий суд над ним за убийство Захарии.

Иисус упомянул о смерти Захарии, упрекая книжников (Лк. 11:51). Он сказал, что кровь всех пророков, от Авеля до Захарии, спросится с этого поколения. Таким образом, Он включил сюда кровь всех мучеников ветхозаветного периода, от Авеля в Книге Бытия до Захарии здесь и во 2 Паралипоменон, последней книге Еврейской Библии. (Еврейская Библия содержит те же книги, что и наш Ветхий Завет, но они расположены в другом порядке).

Иодай был очень благочестивым человеком, посвятившим себя служению царству и храму. Он получил за это два благословения: его сын Захария пошел по его стопам, и он был похоронен с царями иудейскими – великая честь для человека, рожденного не в царской семье. Иоас, с другой стороны, стал править хуже после смерти Иодая. Он забрал сокровища из храма, который когда-то восстановил, и опустошил царскую сокровищницу, чтобы подкупить сирийцев. Он не был погребен с царями, потому что погиб от Божьего суда за убийство Захарии. Для того, чтобы унаследовать Божье царство, надо жить благочестиво. Какой пример для нас Иодай! Какое предупреждение – судьба Иоаса!