13 глава

Л. Царь Иоахаз Израильский (13:1-9)

Иоахаз, сын Ииуя, был царем Израильским семнадцать лет (814/813-798 гг. до Р. Х.).

Иоахаз следовал по стопам Иеро-воама, поклоняясь одновременно и Иегове и Астарте (ст. 6). Бог наказал его, послав сирийцев против Израиля. Они разбили израильское войско, и у царя осталось только пятьдесят всадников, десять колесниц и десять тысяч пеших воинов. Когда помолился Иоахаз лицу Господню, Господь послал избавителя, спасшего Израиль из-под руки Сириян. Возможно, этот избавитель – Ададнирари III, царь Ассирии, который в конце правления Иоахаза причинял Сирии все больше и больше проблем, и у нее не оставалось времени на войну с Израилем. Некоторые комментаторы считают, что избавитель – это Елисей. Другие говорят, что в стихе 5 имеется в виду либо Иоас (ст. 25), либо Иеровоам II (ст. 14:26, 27). В стихе 23 объясняется, почему Бог ответил на молитву Иоахаза: это произошло, благодаря Его завету с Авраамом, Исааком и Иаковом.

Обратите внимание: стихи 5 и 6 приведены как бы в скобках. В них говорится о Божьей благодати. Еще столетие – и Израиль окажется изгнан из земли обетованной из-за того, что израильтяне предавались грехам Иеровоама. Послав народу избавителя, Господь пытался обратить их с губительного пути, пока не настал момент последнего суда. Но они не отступали от грехов дома Иеровоа-ма… и ходили в них.

М. Царь Иоас Израильский (13:10-13)

Иоас, сын Иоахазов, был царем Израильским шестнадцать лет (798-782/781 гг. до Р. Х.; 4 Цар. 13:10 – 14:16).

13:10-13 Этого царя Иоаса не следует путать с царем Иудеи, носившим то же имя и правившим в то же время. Правление Иоаса было нечестивым, он следовал примеру Иеровоама, сына Наватова. В этих стихах кратко рассказывается о его правлении: воцарился, делал неугодное в очах Господних и почил с отцами своими. О его отношениях с Амасией Иудейским рассказывается в 14:8-16.

Н. Завершение служения Елисея (13:14-25)

13:14-19 В стихах 14-25 рассказывается о пророчестве и смерти Елисея, имевших место в годы правления Иоа-са. Когда пророк Елисей умирал, Иоас посетил его и плакал над ним, говоря: «Отец мой! отец мой! колесница Израиля и конница его!» Возможно, он имел в виду, что такие люди, как Елисей, – лучшая и вернейшая защита народа Израиля. Елисей теми же словами оплакивал уход Илии (2:12). Царь понимал, что смерть пророка будет великой утратой для его царства. Со смертного одра Елисей велел Иоасу взять лук и стрелы, выстрелить на восток, а потом бить стрелами по земле. Выстрел из лука на восток означал победу над сирийцами, которые заняли земли Израиля к востоку от Иордана. Так как Иоас ударил по земле только три раза, он поразит Сири-ян тоже только трижды. Если бы он ударил пять или шесть раз, он расправился бы с сирийской угрозой совсем. Но ему не хватило упорства и решительности. Победа над врагами зависит от нашего умения слушаться. Должно быть, Иоас знал, как важно то, что он делает, в противном случае он не нес бы за это ответственности. Смерть Елисея не несла ничего хорошего северному царству.

13:20, 21 В следующем году в Израиль пришли полчища Моавитян. Некие люди, несшие хоронить тело, увидели, что приближается моавитский отряд. В спешке они бросили того человека в гроб Елисеев. Коснувшись при падении костей Елисея, человек этот ожил, и встал на ноги свои.

13:22-25 В Писании ничего не говорится о последних сорока пяти годах служения Елисея, от помазания Ииуя, в 841 г. до Р. Х. (Гл. 9), до его смерти примерно в 795 г. до Р. Х. Его последнее пророчество (на смертном одре) было о победе (ст. 17). Его последнее чудо (совершенное через много лет после смерти – ст. 21) было подтверждением его вести и служения Израилю и его царю. Во исполнение пророчества Елисея Иоас взял назад города, которые Азаил отобрал у Израиля. Он одержал три победы подряд.