15 глава

С. Царь Азария (Озия) Иудейский, продолжение (15:1-7)

В целом Азария был хорошим царем. Отчасти его ошибкой было то, что он позволил сохранить в Иудее высоты. Когда он решил вмешаться в жертвоприношения в храме, несмотря на протесты священников, его поразила проказа, и ему пришлось жить в отдельном доме до дня смерти своей (см. 2 Пар. 26:1621).

В этот период завершилось служение Амоса.

Т. Царь Захария Израильский (15:8-12)

Захария, сын Иеровоама II, царствовал в Израиле шесть месяцев (753-752 гг. до Р. Х.).

Захария, как и его предшественники, шел по стопам Иеровоама I, поклоняясь золотым тельцам в Дане и Вефиле. Он правил всего шесть месяцев, после чего был убит Селлумом. В ИСВ, вслед за переводом Септуагинты (древнегреческого перевода Ветхого Завета), сказано, что он был убит в Ивлеаме, городе в долине Изреель, недалеко от того места, где Ииуй убил Охозию (9:27). Его смерть стала концом династии Ииуя. Захария был представителем четвертого рода потомков Ииуя, которые, по обещанию Бога, должны были сидеть на престоле Израилевом (ст. 12; см. также 10:30).

У. Царь Селлум Израильский (15:13-15)

Селлум, сын Иависа, был царем Израильским в течение одного месяца (752 г. до Р. Х.).

Об этом царе известно немногое. Он был единственным правящим представителем шестой династии десяти колен. Селлум захватил престол, убив своего предшественника, и сам был убит через месяц. Его убил Менаим.

ф. Царь Менаим Израильский (15:16-22)

Менаим, сын Гадия, был царем Израильским десять лет (752-742/741 гг. до Р. Х.).

Менаим разграбил Типсах – город, расположенный недалеко от Фирцы. Когда город отказался отворить ворота, он жестоко перебил его жителей, включая беременных женщин.

В это время сирийское царство пришло в упадок, и главным врагом Израиля стала Ассирия. Во время правления Ме-наима в Израиль вторгся Фул, царь Ассирийский. Менаим дал ему тысячу талантов серебра, чтобы умиротворить его и заручиться его поддержкой. Для того, чтобы достать эти деньги, царь Израиля обложил всех богатых податью по пятидесяти сиклей серебра (ст. 20). В то время раб в Ассирии стоил как раз пятьдесят сиклей серебра. Менаим добровольно подчинился Ассирии, так как посчитал, что ему лично это было выгодно. Обычно считается, что Фул – то же лицо, что Феглаффелласар III (ст. 29).

Х. Царь Факия Израильский (15:23-26)

Факия, сын Менаима, был царем Израильским два года (742/741-740/739 гг. до Р. Х.).

Все, что мы знаем об этом царе, – это то, что его правление было кратким и неугодным, и что он был убит Факе-ем и пятьидесятью галаадитянами в Самарии. На нем закончилась седьмая династия Израиля. Он единственный из последних царей Израиля не захватил престол силой, но вскоре у него отнял корону один из его офицеров.

Ц. Царь факей Израильский (15:27-31)

Факей, сын Ремалии, был царем Израильским двадцать лет (752-732/731 гг. до Р. Х.).

Факей был сановником Факии, которого он убил. Из других мест Писания мы узнаем, что он вторгся в Иудею и заручился поддержкой сирийцев. Но Ахаз, царь Иудеи, позвал на помощь Ассирию. Царь Ассирии сначала убил Рецина, царя Сирии, а потом напал на Израиль. Он покорил два с половиной колена к востоку от Иордана и территорию Галилеи, угнав ее жителей в плен. Это был первый этап ассирийского плена. Фа-кей был военачальником при Менаиме (десять лет) и Факии (два года). Осия, при поддержке Ассирии, организовал заговор против Факея, убил его и захватил престол Израиля. Так завершилась восьмая династия царей Израиля.

Ч. Царь Иоафам Иудейский (15:32-38)

Иоафам, сын Озии, был царем Иудейским двадцать лет, включая четыре года совместного правления с Озией (750-732/731 гг. до Р. Х.; см. 2 Пар. 27).

Первая часть правления Иоафама была совместной с его отцом Озией, последняя – с Ахазом. Официально его правление продолжалось шестнадцать лет. Иоафам был одним из лучших царей Иудеи, хоть он и не уничтожил высоты. Он построил верхние ворота при доме Господнем, финансировал и другие строительные проекты в стране. Перед его смертью Рецин и Факей начали совместно нападать на Иудею. Во время правления Иоафама началось служение пророка Михея.

Во 2 Паралипоменон 27:6 есть такие слова похвалы в адрес Иоафама: «Так силен был Иоафам, потому что устро-ял пути свои пред лицем Господа, Бога своего». Его поведение было прямо противоположно поведению царей Израиля, которые брали пример с Иеровоама.

Иосиф Флавий также упоминает благочестие Иоафама.