16 глава

16:1-3 Когда ковчег был помещен в скинию, Богу были вознесены жертвы. Всесожжения – величайший церемониальный акт поклонения (см. Лев. 1). Жертва полностью поглощалась пламенем, и возносившимся от нее дымом наслаждался один лишь Бог.

Другим видом жертвоприношений была мирная жертва. Это было единственное левитское жертвоприношение, от которого всем разрешалось взять какую-то часть. Жир и почки приносились Господу на жертвеннике, часть оставшегося шла священникам, а остальное приносящий жертву мог разделить с родственниками и друзьями перед Господом (см. Лев. 3). Мирная жертва символизировала общение с Господом и готовность делиться теми благами, что исходят от Него. И мирная жертва, и всесожжение играли важную роль в праздничных обрядах и торжествах, а это, конечно же, был праздничный день для всего Израиля. Все получили порцию мяса, прежде чем идти домой (ст. 3).

16:4-7 Затем Давид обеспечил ежедневные благодарения и восхваления Господа, чтобы они не ограничивались одними лишь особыми случаями (см. ст. 37-42). Левиты должны были славословить, благодарить и превозносить Господа игрой на инструментах и пением.

16:8-22 Псалом, цитируемый в связи с этим случаем, состоит из двух основных частей. Стихи 8-22 обращены к Израилю, а стихи 23-34 обращены ко всем народам. Стихи 35 и 36 завершают псалом. Он состоит из отрывков Псалмов 104:1-15; 95:1-13; 105:1, 47, 48.

В стихах 8-22 израильтян призывают славить величие Господа и искать Его лица. Они должны помнить Его деяния, Его чудеса, которые Он сотворил в прошлом, и помнить Его суды – то есть Его завет, безусловные обетования, данные их отцам.

16:23-34 Затем, обращая взор на всю землю, автор псалма призывает всех людей возвещать славу Господа. Страх Божий обязателен, потому что Он – Творец всего. Ему принадлежит слава, потому что Он – Бог великолепия, могущества и величия. Радость – естественная реакция при мысли о том, что Бог хранит весь мир и царствует в нем.

16:35, 36 Эта завершающая молитва почти полностью совпадает со словами Псалма 105:47, 48.

16:37-43 Давид назначил левитов, которые должны были поклоняться Иегове перед ковчегом в Иерусалиме, а также в Гаваоне, где по-прежнему находились скиния и жертвенник всесожжения. В Иерусалиме были назначены также певцы, привратники и играющие на трубах, все под руководством Авиафара. Садок был священником в Гаваоне. В этом отрывке основное внимание уделяется музыкантам. Возможно, в стихе 38 упомянуты два разных Овед-Едома, а в стихах 38 и 42 – два разных Идифуна… Теперь, когда ковчег был установлен в Сионе, народ пошел по домам, а Давид возвратился, чтобы благословить дом свой.