6 глава

З. Завершение строительства храма после указа Дария (Гл. 6)

6:1-5 После тщательных поисков повеление Кира было найдено в его столице, Екбатане. (Этот указ был гораздо более содержательным, чем то, что изложено в главе 1). Там детально говорилось о сооружении храма, а также о возвращении золотых и серебряных сосудов, захваченных Навуходоносором.

6:6-12 Далее Дарий определил для Фафная и его коллег их обязанности по отношению к иудеям. Они не должны были мешать работам, но содействовать в строительстве, выделяя средства из царской сокровищницы, из заречной подати. Им следовало поставлять все необходимое для храмовых жертвоприношений, если об этом скажут священники (ст. 9), чтобы иудеи обрели расположение в глазах Бога, и их молитвы о жизни царя и сыновей его были эффективными. Дарий в своем повелении говорил также, что любой, кто попытается мешать работам, будет казнен. Он призывал Бога разобраться с любым, в том числе царями, кто попытался бы вредить дому Божию в будущем.

6:13-15 Приказам царя быстро подчинились, и работы над храмом продолжились. За счет ободрения со стороны Божьих пророков и средств из сокровищниц Дария, строительство храма было завершено четыре года спустя, но через девятнадцать – двадцать лет после закладки фундамента. Артаксеркс жил позже; он внес вклад в содержание храма, а не его строительство.

6:16 Израильтяне и их вожди совершили с радостью освящение храма. Деннет замечает:

«Их радость в такой момент была естественным проявлением, ибо дом Божий был проявлением всех благословений завета, в котором они состояли. В конечном итоге, после долгих лет неудач, трудностей, разочарований и печали, храм был завершен. Для этого они покинули Вавилон, и то, что было посеяно в слезах, теперь они пожинали в радости».

6:17-22 Они принесли жертвы. Если мы сравним это освящение с освящением храма Соломона – 22000 волов и 120000 овец, плюс бесчисленное количество волов и овец, принесенных в жертву перед ковчегом (2 Пар. 7:5; 5:6), это событие кажется бледным и незначительным. К счастью, они не задумывались об этом.

Сегодня во многих церквях, общинах, школах и даже странах христианского мира наблюдается упадок, который можно сравнить с тем, что случился между временами Соломона и Ездры. Деннет дает нам применение, которое стоит процитировать полностью:

«Как бы то ни было, вера касается области незримого, поэтому малочисленный остаток должен был помнить: Иегова не стал менее могущественным и менее милостивым к ним, чем во времена Соломона. Храм мог быть менее великолепным, а они сами – несчастными подданными языческого монарха, но если Бог был на их стороне, а Он был, для верующих по-прежнему не было никаких преград. Эта истина должна глубоко запечатлеться в нашем сознании: Христос остается Тем же по отношению к Своему народу как в дни затруднений, так и в период процветания. Осознание этого возвышает нас над обстоятельствами, как ничто иное, оно дает нам смелость двигаться дальше, невзирая на опасности в пути». После этого с великой радостью отметили пасху и праздник опресноков, потому что народ ясно увидел руку Божью за милостями Дария. Дарий назван здесь царем Ассирийским, потому что он правил бывшей Ассирийской империей.