14 глава

14:1-6 Иов продолжает вопрошать, почему Бог так неумолим по отношению к существу столь бренному, слабому и несовершенному. Стих 1 очень часто цитируют, потому, вероятно, что он подходит к множеству случаев:

«Человек, рожденный женою, крат-кодневен и пресыщен печалями». Почему бы ни позволить ему дожить остаток его короткой жизни хоть в каком-то покое?

14:7-12 У срубленного дерева остается больше надежды, чем у Иова. В человеческой смерти есть ужасная законченность – умерший подобен пересохшей реке.

14:13-17 Иов предпочел бы, чтобы Бог укрыл его в могиле … пока не стихнет Его гнев. После этого, если Вседержитель призовет Иова, тот сможет оправдаться. А пока Бог придирчиво отмечает каждый его грех.

В этом разделе Иов делает четыре вещи: 1) он просит откровения о том, в чем состоит его грех; 2) он указывает на мимолетность человеческой жизни; 3) выражает отчаяние из-за окончательности смерти (мечтая о посреднике и лелея надежду на новую жизнь); 4) жалуется на свое нынешнее бедственное положение.

В стихе 14а задан самый важный вопрос: если человек умирает, возродится ли он к новой жизни? Наш Господь отвечает на этот вопрос в Ин. 11:25, 26: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек». Гарольд Сент-Джон комментирует стихи 14 и 15:

«В 14:14, 15 свет брезжит над морем молчания, свет просиял, и вот, в речи почти немыслимой смелости Иов провозглашает, что человек есть нечто большее, нежели материя, что небеса прейдут и разрушатся, вечные горы сотрутся в прах, и сам Иов может тысячелетия обитать в узилище могилы, но все же должен настать день, когда у Бога на сердце затеплится потребность в Своем друге, и Он возжелает общаться с творением рук Своих.

Тогда из глубин преисподней Иов ответит Ему и, более стойкий, чем горы, более долговечный, чем небеса, воссоединится с Богом, Которого томит разлука с рабом Его».

14:18-22 Так же неизбежно, как разрушается все в природе, человек изничтожается в испытаниях. Его тело возвратится в прах, а душа сойдет в обитель печали.

На этом кончается первый круг речей. Логика друзей Иова была такова: Бог праведен; Он наказывает нечестивых; раз Иов наказан, значит, он безза-конник. Но Иов твердо стоит на том, что он вовсе не беззаконник.